Создана таблетка будущего

Это было вековой мечтой медиков – создать идеальную пилюлю, которая начинала бы действовать в организме пациента не сразу, а в тот момент, когда лекарство достигнет больного органа или когда наступит определенный врачом срок: через день, неделю, месяц или даже год… Похоже, мечта сбылась. Уже в ближайшее время начнутся клинические испытания биополимерных капсул, предназначенных для адресной доставки лекарства в организм. Их уже окрестили таблетками будущего.

Автор открытия, руководитель группы биополимеров факультета материаловедения колледжа Queen Mary Лондонского университета Глеб Сухоруков, работал над таблетками будущего почти два десятилетия. Все началось с его идеи делать тончайшие полимерные пленки, похожие на слоеное тесто – толщина их регулировалась бы слоями то положительно, то отрицательно заряженного полимера фактически в одну молекулу. Когда ученый с коллегами неожиданно обнаружили, что свойства этих пленок на трехмерной поверхности дают им возможность расширяться, запускать что-нибудь внутрь, выпускать наружу, вновь сжиматься, тогда впервые забрезжила идея идеальной управляемой таблетки.

Ученые решили вводить капсулы в раковые клетки. Поначалу это был чисто исследовательский интерес, а раковые клетки взяли по одной простой причине: из-за их "прожорливости". Они очень быстро растут, и фактически все, что есть рядом с ними или на их поверхности, тут же оказывается внутри них. То же самое произошло и с капсулами. Так выяснилось, что они способны попадать внутрь клетки. Позже, уже с определенными целями, исследователи использовали такую же "прожорливость" иммунных клеток, макрофагов. Сейчас с помощью этих капсул одна американская компания ведет разработки в области иммунологии. Дело в том, что есть определенные белки-антигены, которые не вызывают иммунного ответа, пока не попадут в клетку организма. Ученые нашли решение: можно сделать капсулу – "троянского коня". Она войдет в иммунную клетку, потом под каким-нибудь внешним воздействием полимерная оболочка распадется (этот процесс можно запрограммировать), и высвободившиеся белки-антигены запустят иммунный ответ.

"Многого можно добиться, помещая в капсулу наночастицы, – рассказывает Глеб Сухоруков. – Допустим, толщина оболочки капсулы 50 нанометров. Магнитные наночастицы размером 10-20 нанометров там прекрасно помещаются. Если капсулу с большим количеством таких наночастиц поместить в магнитное поле, она начнет двигаться, и ее движением реально управлять. Так можно выводить из тканей организма лекарства, которые не понадобились. Другой пример: металлические наночастицы золота или серебра под действием света хорошо разогреваются. Если сделать оболочку капсулы толщиной 20-30 нанометров, она в результате такого разогрева разорвется и в тот момент, когда мы этого захотим, выпустит лекарство, находящееся в капсуле. Кстати, в опытах с раковыми клетками использовалось свойство магнитных наночастиц локально разогреваться под действием электромагнитного излучения. Брали капсулы с такими наночастицами, доставляли их к раковым клеткам, и они сгорали, выжигая опухоль. Если бы в капсулах было лекарство, в этот момент оно поступило бы в организм".

В клетку организма можно поместить капсулу с нужными веществами, которая будет "спать" в ней, пока не придет время. А потом вскрыть капсулу дистанционно с помощью света или того же магнитного поля. А в случае, допустим, операции, капсулы с антибиотиком можно заранее поместить в полость и активировать только в том случае, если это понадобится, например, при осложнениях. А если нет – в течение длительного времени в небольших дозах вывести лекарство из организма.

Глеб Сухоруков не считает себя представителем нанонауки. "Сегодня выстреливают идеи, высказанные еще лет тридцать назад, – говорит он. – Появились методы в биологии, в химии, в физике, с помощью которых человечество научилось "играться" с молекулами, делать наноразмерные структуры, управлять ими. На самом деле слово "наночастицы" появилось лет 15 назад, а раньше, в советской литературе 60-70-х годов, их называли "ультрадисперсные частицы", то есть явление было известно. Просто электронная микроскопия была слабо развита, не имелось других методов наблюдения. Сейчас все появилось – это причина возникновения бума. Наступил момент, когда в этой сфере стало возможно многое сделать".

Алла Астахова,