Суицид передается по наследству?

Суицидальные наклонности у людей могут быть спровоцированы  мутациями двух генов, отвечающих в конечном счете за развитие и рост нервных клеток. Правда, более ранние исследования уже объявляли виновным в суициде другой белок. В целом же, как утверждают исследователи, склонность к самоубийству частично зависит от генов и может наследоваться.

Автор научной работы доктор Мартин Коули проводил свои наблюдения сначала в институте психиатрии имени Макса Планка в Мюнхене (Германия), а позже продолжил их в институте геномики человека в Майами (США). В исследовании принимали участие около двух тысяч пациентов с диагнозом депрессии; из них 383 однажды предпринимали попытку наложить на себя руки, остальные никогда этого не делали.

Биологи исследовали их геном и обнаружили корреляцию между генетическими нарушениями и склонностью к самоубийству. Виновной в желании добровольно окончить свою жизнь оказалась мутация двух генов, отвечающих за нейротрофические системы – так называют комплексы белков, контролирующих развитие и рост нейронов. Как выяснилось, у обладателей трех из пяти мутаций риск суицидального поведения в 4,5 раза был выше, чем у остальных людей.

Ранее американские ученые из Мерилендского университета нашли ген, влияющий на настроение. Элизабет Барбиер и ее коллеги заблокировали работу гена PKCI/HINT1 у подопытных мышей. В результате грызуны по сравнению со своими собратьями заметно повеселели. Биологи предположили, что активная работа PKCI/HINT1 может снижать настроение и у людей, приводя к депрессии и мрачным мыслям.

В целом гипотеза о том, что склонность к суициду может отчасти передаваться по наследству, поскольку регулируется в том числе и генетическими механизмами, подтверждается. Правда, вряд ли удастся найти один-единственный ген суицида. Однако ряд белков, которые так или иначе могут влиять на стремление свести счеты с жизнью, ученые уже обнаружили.

В 2011 году ученые из Университета Джонса Хопкинса (США) работали с людьми, страдающими биполярным расстройством, или маниакально-депрессивным психозом. У этих больных периоды патологической активности чередуются с периодами подавленности и депрессии. Находясь в маниакальной фазе, человек может работать почти без перерыва (правда, при этом допускает массу ошибок); его мысли стремительны, он может одновременно заниматься несколькими делами, петь, танцевать, разговаривать, влюбляться… Увы, это состояние неизбежно сменяется периодом последующего спада, когда он впадает в тоску и апатию.

В отличие от обычной смены настроения, биполярный психоз имеет ярко выраженную циклическую природу, а страдающие им люди по сути не адекватны ни в одном из своих состояний. Болезнь заставляет их страдать, мешает нормально общаться с людьми, а суицидальные мысли и настроения – довольно частый спутник биполярного расстройства. Среди больных этим недугом 47 процентов думают о самоубийстве, а 25 процентов  – осуществляют свои суицидальные намерения.

По материалам "Сегодня"