Таблетка поможет пить и не пьянеть

Представьте себе новую таблетку, которая сможет поддерживать вас в трезвом состоянии независимо от того, насколько много вы выпили. Ученым удалось добиться поставленной цели и выделить вещество, у которого в будущем есть все шансы стать эффективной защитой от таких знакомых многим из нас «праздничных симптомов», как опьянение и похмелье.

Американские ученые из Калифорнийского университета получили вещество, которому под силу снять не только тяжелый синдром похмелья, но и уменьшить тягу к спиртному. Говоря проще, вещество помогает организму осуществлять контроль над тем, чтобы употребляемый алкоголь не превысил допустимые нормы. Согласитесь, данная проблема всегда остается довольно актуальной. А ее решение скрывали в себе древние секреты китайской народной медицины. Уже на протяжении более пяти столетий экстракт одного из подвидов конфетного дерева, произрастающего в Китае, местные медики активно используют для того, чтобы максимально быстро привести человека в чувства после бурного праздника с большим количеством алкоголя. Наконец-то ученым удалось не только выделить из экстракта активно действующее вещество, но и детально проанализировать его влияние на организм. В ходе проводимых исследований ученые рассматривали различные натуральные вещества, обладающие антиалкогольными свойствами, что позволило им обнаружить упоминание о Hovenia dulcis, как об антипохмельном средстве в китайских документах, датируемых 659 годом.

Сама по себе, говения сладкая довольно необычное растение: ее ягоды вовсе несъедобны, а вот ножки, на которых они держатся, наоборот, очень сладкие и мясистые. По своему вкусу они похожи на изюм и содержат до 50% сахара. Благодаря ее лакомым свойствам говению и назвали конфетным деревом. Кстати, растет оно также на Кавказе и в лесах тропической Америки. А на Кавказе из говении изготавливают напиток, напоминающий пиво. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, растение обладает и другими очень полезными свойствами, о которых китайцам было известно еще в VII в. н.э. Но  почему-то ученые, столько лет не прекращающие поиски лекарства от опьянения, узнали о конфетном дереве только сейчас. Они поспешили провести многообещающий эксперимент на подопытных крысах. Бедные животные даже не представляли, какую роль им придется сыграть в очередной раз.

Исследователям удалось выяснить, что в говении содержится натуральный антиоксидант, называемый дигидромирицетином (DHM). Именно его уникальные свойства и пришлось испытать на себе крысам, которые были выбраны для эксперимента в силу того, что их организм реагирует на алкоголь таким же образом, как человеческий. Эксперимент под руководством Джинг Лианг начался с того, что группу лабораторных крыс ученые напоили алкоголем, количество которого равнялось приблизительно 20 кружкам пива. Как только грызуны на глазах опьянели, их перевернули на спинки. Для того чтобы оклематься и встать на лапки, пьяным испытуемым понадобилось больше часа. На следующем этапе опыта крысам ввели аналогичное количество алкоголя, но с добавлением 1 миллиграмма DHM. На этот раз животные опьянели не так быстро, а момент отключки у них продлился не более 15 минут. В целом дигидромирицетин уменьшил у пьяных крыс проявления неуклюжести и потерю координации. По прошествии двух дней после алкогольного эксперимента у крыс, в напиток которых добавляли  DHM, наблюдались менее выраженные признаки похмелья, в частности, приступы и беспокойство. И, наконец, ученые также решили проверить, сможет ли новое вещество вылечить алкогольную зависимость у грызунов. Животным на выбор предложили подслащенный раствор алкоголя и сладкую воду. Те крысы, в алкоголь которых не добавляли дигидромирицетин, со временем увеличивали дозы его потребления. В то же время, крысы, употребляющие алкоголь с добавлением DHM, не стали пить его в больших количествах. Кроме того, через три месяца последние выпивали только четверть количества алкоголя, употребляемого крысами, не прошедшими лечения. Кстати, с детальными результатами эксперимента можно ознакомиться в американском «Журнале неврологии».

Проведенные лабораторные исследования, учитывая полученные результаты, с одной стороны позволяют надеяться на то, что в скором времени ученые придумают «лекарство от пьянства». Это действительно можно считать успехом, поскольку ранее все подобные попытки заканчивались неудачей по тем причинам, что препараты оказывали много побочных действий. С другой стороны, на фоне всемирного ажиотажа скептики настаивают на неэффективности подобных таблеток, ведь, в конечном счете, зная о том, что никаких неприятных последствий не будет, люди начнут больше пить. По большому счету, говорить о создании «волшебной пилюли» еще рано. При этом результаты эксперимента с DHM могут быть полезными при разработке методов лечения алкогольной зависимости. Так, научно-исследовательская группа во главе с Лианг в скором будущем планирует начать тестирование дигидромирицетина на людях. В данный момент разработка нового соединения Ro 15-4513 прекратилась.

Подготовила Виктория Карпова,