Тайны NASA

Космическая область – довольно молодая, и нельзя сказать, что слишком уж быстро развивающаяся. Тем не менее, в нее вливаются огромные средства, а на космические исследования возлагаются большие надежды. Только они способны как открыть человечеству самые невероятные факты о Вселенной, так и породить огромное количество слухов о самой большой тайне – устройстве нашего мира.

Из всех аэрокосмических лабораторий, которых в мире немало, наибольший вклад в общее дело, несомненно, вносит американская организация NASA – National Aeronautics and Space Administration. Начало ей было положено 2 апреля 1958 года, когда президент США Дуайт Эйзенхауэр представил Конгрессу законопроект об учреждении Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Беспокойное прилунение

Ведомство было создано главным образом в ответ на соперничество со стороны Советского Союза. СССР стал первой страной, запустившей искусственный спутник на орбиту Земли. Это произошло 4 октября 1957 года, и эта дата знаменует начало космической гонки. Для СССР, страны, только что пережившей разрушительную войну, запуск спутника стал знаком перемен к лучшему и новых перспектив. Для Америки же, привыкшей считать себя самой технологически развитой страной, запуск стал тяжелым и неожиданным ударом, который и сподвиг администрацию Эйзенхауэра на ряд серьезных действий, направленных на достижение технологического первенства.

NASA начало свою работу осенью 1958 года. Штаб-квартира агентства находилась в Вашингтоне, и поначалу в NASA насчитывалось всего 4 лаборатории и около 80 сотрудников, в числе которых был создатель нацистских ракет Вернер фон Браун. Первоочередной задачей нового ведомства было доказать, что люди могут жить и работать в космосе.

Но в апреле 1961 года СССР запустил на космическую орбиту корабль, пилотируемый Юрием Гагариным. NASA проиграло этот этап гонки. Тогда новый президент США Джон Кеннеди поставил перед ведомством более амбициозную задачу: «До конца нынешнего десятилетия наша страна должна обеспечить высадку человека на Луне и его безопасное возвращение на Землю». Проект получил название «Аполлон».

Через месяц после Юрия Гагарина 15-минутный орбитальный полет совершил Алан Шепард, а 20 июля 1969 года Нил Армстронг первым из жителей нашей планеты ступил на поверхность Луны, в районе моря Спокойствия. Отметим, что неуверенность в исходе миссии была так велика, что президент Ричард Никсон даже заранее подготовил послание, в котором говорилось, что астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинг трагически погибли. Существовала и секретная инструкция, по которой все контакты с Земли с астронавтами в случае катастрофы прекращались. Поэтому когда Армстронг в момент посадки передал: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. «Орел» сел», то Чарльз Дьюк из Хьюстона ответил ему: «Понял вас, «Спокойствие». Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!» «Это маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», – таковы были первые слова человека на Луне.

«Грунт на поверхности мягкий и сыпучий, – сообщал Армстронг о своих впечатлениях. – Я легко поднимаю пыль носком башмака. В грунт я погружаюсь всего на какую-то одну восьмую дюйма, но я вижу следы моих ног». Прямая телевизионная трансляция с поверхности Луны велась на сотни государств мира. За ней наблюдали 600 миллионов человек (из тогдашнего населения планеты в 3,5 млрд.) в шести частях света, включая Антарктиду, а также соцстраны Восточной Европы. СССР это событие проигнорировал.

На Луне американцы высаживались еще пять раз. В последний раз – в декабре 1972 года. Всего там побывали 12 астронавтов, которые доставили на Землю свыше 180 кг образцов лунного грунта. Они вспоминали, что особенно потрясающим был эффект созерцания Земли с Луны. «Фотографии восхода Земли, и зрелище Земли как хрупкого голубого шарика, висящего в космосе, на котором не было видно никаких государственных границ, навсегда изменил восприятие человечеством своей планеты», – писал Стивен Дик, главный историк NASA.

Успех привел к завершению космической гонки. Он также дал американцам и русским возможность объединить свои усилия и осуществить первый международный космический полет «Аполлон-Союз». Этот проект стал началом сотрудничества в космосе. Как не раз подчеркивал директор NASA Майкл Гриффин, США «повезло, что Россия является одним из партнеров по созданию МКС».

Открытия трудяги Хаббла

Стыковка стала завершающим аккордом проекта «Аполлон», а NASA начало программу строительства кораблей многоразового использования. Первый полет шаттла произошел в 1981 году. Челноки вывели на орбиту несколько спутников, а также космический телескоп Хаббл, оказавший неоценимую помощь ученым в изучении космоса. Так, одной из главных миссий Хаббла было установление возраста Вселенной. Измерения показали, что мы живем в расширяющейся Вселенной – галактики разбегаются друг от друга так, как будто бы пространство равномерно растягивается. В совокупности с результатами измерений реликтового излучения стало возможным определить возраст Вселенной, он составляет 13,7 млрд. лет.

Среди других важнейших открытий Хаббла – два новых спутника Плутона, самая крупная звезда во Вселенной (ее размер в 114 раз превышает размер Солнца), внесолнечные планеты, сверхмассивные черные дыры, рождение и агония звезд и многое другое. «Когда оглядываешься назад на историю, то можно сказать, что Хаббл так же потряс мир, как и телескоп Галилео, – говорит директор Научного космического института Мэтт Мантэйн. – Ни один телескоп не смог перевернуть с ног на голову предыдущие научные представления, так, как это сделал Хаббл». Трудяга-телескоп находится в космосе уже 21 год, и ученые надеются отметить его 30-летие.

А вот история шаттлов завершается уже в этом году – 9 марта из своего последнего полета к МКС на землю вернулся челнок Discovery, и NASA объявило о выведении из эксплуатации всех своих шаттлов. Так что на время пилотируемая космонавтика станет монополией России. В Центре космических исследований им. Кеннеди уже начали разбирать стартовую площадку, с которой отправлялись пилотируемые экспедиции. Вероятно, теперь с нее будут стартовать тяжелые ракеты нового поколения, которые поручено спроектировать NASA – перед агентством стоит задача вернуться на Луну к 2020 году и направить экспедицию на Марс к 2030 году. Станет ли это возможным, пока не совсем понятно – известно, что в этом году Конгресс США отказался выдать дополнительное финансирование программе, а администрация агентства с грустью констатирует, что на те деньги, которые есть, каши не сваришь.

Лунный заговор

Говоря о NASA, нельзя обойти вниманием упорные слухи о мистификации агентством и правительством США факта высадки американцев на Луну. Эта теория получила название «лунный заговор». Ее сторонники утверждают, что фотографии, киносъемки и другие документальные материалы высадок снимались в секретной лаборатории, созданной NASA где-то в пустыне. Наиболее сильным доводом, по их мнению, является то, что на кадрах высадки должны быть видны звезды, так как на Луне нет атмосферы. Обращают внимание и на то, что на некоторых снимках положение теней указывает на очень близкое, в пределах нескольких метров, расположение источника света. Указывают и на то, что установленный астронавтами флаг США на фото будто бы колышется под порывами ветра, между тем как на Луне – вакуум. Странной кажется и высота прыжков астронавтов в скафандрах. По мнению скептиков, если бы съемки были сделаны на Луне, то на них были бы запечатлены трудновоспроизводимые в земных условиях прыжки (ввиду того, что сила тяготения на Луне в 6 раз ниже, чем на Земле). Однако, в отличие от изменившегося веса астронавтов, их масса, а, следовательно, и усилие, которое необходимо приложить, чтобы подпрыгнуть в скафандре (около 160 кг), остались прежними. СССР, по мнению сторонников теории, о мистификации знал, но отказался от публичного разоблачения ради политического давления на США.

Многие специалисты считают теорию лунного заговора несерьезной. «То, что американцы были на Луне, мы знаем совершенно точно, – уверяет советский космонавт Георгий Гречко. – Когда мы принимали сигналы с Луны, мы их принимали с Луны, а не из Голливуда. Не надо верить этим слухам, надо говорить с компетентными людьми». К тому же, следы пребывания посадочного модуля «Аполлона» были обнаружены на разных снимках 2009 года. Так что, считают эксперты, это дает все основания для того, чтобы развеять версию о лунном заговоре.

«Пришельцы очень похожи на нас»

А вот другое сенсационное заявление опровергнуть еще не удалось. Речь идет о том, что инопланетяне несколько раз вступали в контакт с людьми, но правительства скрывали правду об этом. Об этом в 2008 году заявил Эдгар Митчелл, шестой астронавт, высадившийся на Луну.

Митчелл сообщил, что сотрудники NASA, вступавшие в контакт с пришельцами, описывали их как «маленьких людей, до странности похожих на нас». «Невысокие, худые, с большими глазами и головами, – рассказал Митчелл. – Технологически они гораздо более развиты, чем мы». Еще из признаний астронавта — НЛО посещали и посещают Землю и регулярно вступают в контакты с человечеством. Возможно, они постоянно присутствуют на подводных временных аванпостах на Земле. Более того, они готовы к широкомасштабным переговорам с людьми.

При этом инопланетяне дружелюбны. По крайней мере, пока. «Они абсолютно не агрессивны, если бы они были настроены враждебно, мы бы уже не существовали, — утверждает Митчелл. — Относительно НЛО гораздо больше выдумок, чем реальной информации, но это действительно существующее явление, которое скрывалось нашими правительствами на протяжении последних 60 лет или около того».

Парой лет ранее похожее сенсационное признание сделал и Эдвин Олдрин, который ступил на Луну через 20 минут после Нила Армстронга. Олдрин рассказал, что во время миссии они наблюдали неизвестный летающий объект. «Там было нечто на достаточно близком для наблюдения расстоянии, – говорит он. – Естественно, никто из нас не собирался кричать: "Эй, Хьюстон, здесь что-то двигается вместе с нами, и мы не знаем, что это". Мы не намеревались это делать, зная, что сообщения будут прослушивать самые разные люди и нам могут приказать вернуться из-за инопланетян или типа этого». По словам Олдрина, тогда NASA засекретило факт контакта.

Еще один отставник агентства – бывший руководитель фотослужбы лунной лаборатории Кен Джонстон – устроил целую пресс-конференцию, предъявив несколько более чем странных снимков Луны, полученных экспедициями «Аполлонов». На фотографиях можно рассмотреть нечто, напоминающее древние высокотехнологичные руины – многокилометровые башни, гигантские висящие над поверхностью объекты. Как говорит Джонстон, во время высадки на Луну астронавты обнаружили и сфотографировали на лунной поверхности какие-то «древние руины искусственного происхождения» и обнаружили ранее неизвестную технологию управления гравитацией. Эти данные были доставлены на Землю и полностью засекречены правительством США. А британский хакер Гэри Маккиннон, который в 2002 году взломал компьютеры NASA в поисках фактов сокрытия НЛО, утверждает, что обнаружил фотографии, которые NASA «подретушировало», прежде чем публиковать.

Что касается российских коллег астронавтов, то они не подтверждают слух о контакте людей с НЛО. Так, космонавт Сергей Крикалев, поставивший рекорд по длительности пребывания в космосе, считает эти утверждения безосновательными. «Шила в мешке не утаишь, – убежден Крикалев. – Если бы такие случаи были, то информация об этом распространилась среди астронавтов и космонавтов хотя бы на уровне слухов, однако никто никогда об этом не говорил». Официальные представители также опровергают слова бывших сотрудников. «NASA не отслеживает НЛО, не имеет отношения ни к какой информации о жизни инопланетян на этой планете или где бы то ни было в космосе», – заявляют представители агентства.

Сейчас NASA проводит испытание скафандров, разработанных для полетов на Марс, о котором, считают многие земляне, нам тоже рассказывают далеко не все. К примеру, когда аппарат Phoenix Mars Lander взял пробы затвердевшего грунта с Красной планеты, NASA опубликовало официальный пресс-релиз по итогам анализа проб. Но, как утверждает американское издание Aviation Week & Space Technology со ссылкой на анонимные источники в агентстве, параллельно с этим в Белый дом был отправлен еще один документ – секретный и не подлежащий разглашению. В нем якобы говорится, что Phoenix обнаружил на Марсе не только воду, но и некие свидетельства «возможности существования» жизни. Так что, скорее всего, NASA хранит в секрете от широкой общественности многие из своих удивительных открытий.

Подготовила Александра Билярчик,