Ученые: Еда из фаст-фудов ускоряет половое созревание

Американские ученые полагают, что снижение возраста, в котором у девочек случается первая менструация, не в последнюю очередь связано с современной высококалорийной диетой. К сожалению, обилие калорий не способствует такому же ускорению в развитии нервной системы.

Как утверждают исследователи, согласно статистике, за последние 150 лет возраст полового созревания у женщин снизился на четыре года: первая менструация случается теперь не в 12, а в восемь лет. Разобраться, почему половое созревание так ускорилось, на первый взгляд, невозможно: процесс зависит от сотен факторов, начиная с чисто генетических и заканчивая территориально-географическими и экологическими. И все же исследователям  в некотором смысле повезло: они сумели определить, по крайней мере, одну конкретную причину ускоренного полового созревания, и причина эта — еда.

Ученые обратили внимание на то, что за последние 30 лет похожие изменения произошли с макаками-резусами из Национального центра исследования приматов в Висконсине. Обезьяньи самки все быстрее набирали вес и становились готовы к размножению. Физиология макак-резусов во многом схожа с нашей, и ученые решили исследовать феномен ускоренного созревания на них. Тем более что факторы среды в экспериментах с животными поддаются большему контролю, и выяснить причину тех или иных изменений здесь не в пример легче, чем при статистических исследованиях человека. В случае с обезьянами на протяжении многих лет ученые наблюдали за поведением животных, в том числе пищевым, и еда макак становилась с каждым годом все питательнее.

Чтобы проверить гипотезу о том, что именно калории служат причиной скороспелости самок, зоологи поставили простой эксперимент: они отобрали несколько молодых макак и посадили их на разную диету — одних на обычную,  других на обогащенную. Когда обезьяны вступили в период полового созревания, у тех, кто питался лучше нормы, оно заняло 6–7 месяцев, у тех же животных, которые сидели на обычной диете, — 12–14. Обилие калорий стимулировало синтез гормонов лептина и соматомедина, которые участвуют в наращивании мышц, костей и жировой ткани.

В общем, большие калории служат причиной акселерации; теперь это доказано экспериментально, а результаты работы опубликованы в журнале Endocrinology.

Как уверяют ученые, эти данные можно без проблем применять к человеку. Возможно, на первый взгляд, тут вовсе нет никакой проблемы. Но, во-первых, ученые имеют некоторые основания полагать, что раннее созревание аукается впоследствии еще и обширным набором метаболических болезней, включая диабет. А во-вторых, ускоренное половое созревание не сопровождается таким же ускорением в развитии нервной системы. Что, в свою очередь, может быть причиной неадекватного поведения и психологических расстройств у жертв акселерации. И еще неизвестно, что опаснее для неокрепшей детской психики — ужастик по телевизору или «Макдоналдс».

По материалам: Izvestia.com.ua