Ученые нашли способ бороться со старостью

Группе российских ученых удалось расшифровать геном в организме животного, которое живет более чем в 10 раз дольше своих сородичей. «Это ночница Брандта — летучая мышь массой 8 г, доживающая до 40 лет, в то время как обычно грызуны дотягивают максимум до 2 — 3 лет», — сообщил один из авторов проекта, руководитель лаборатории генетики старения и продолжительности жизни Московского физтеха и Института биологии РАН Алексей Москалев.

Теперь геронтологи рассчитывают «опознать» именно те гены и механизмы, которые уберегают ночницу от старости и опасных болезней, встречающихся также у человека. Ведь у мыши Брандта вообще нет основных признаков старения — не дряхлеют мышцы, нет проблем с костями и, что особенно важно, никогда не встречается рак, очень распространенный у обычных грызунов, пишет Hvylya.org.

Исследователи полагают, что секрет защиты от рака и замедления старения кроется в том, что в организме ночницы обнаруживается множество копий особого гена, защищающего ее ДНК от опасных мутаций.

Как сообщил заведующий лабораторией регенеративной медицины ФНКЦ им. Д. Рогачева, создатель международной базы данных по финансированию биогеронтологических разработок Александр Жаворонков, если не случится глобальной экономической или экологической катастрофы, то наши современники будут жить радикально дольше.

"Не хочу выдавать нездоровые сенсации, но даже если не появится ничего нового, а будут введены в практику открытия, сделанные до сегодняшнего дня, то люди смогут расширить себе жизненный горизонт минимум до 130 — 150 лет", — уверяет он.

Самым доступным на сегодня способом продления полноценной жизни эксперты считают регенеративную медицину. Речь идет о выращивании органов, их частей и тканей на замену износившихся с возрастом или поврежденных из-за болезней. Представьте себе: ученые уже смогли вырастить в лаборатории ткань человеческой сердечной мышцы — разве не чудо?

Другой вопрос — цена. По некоторым подсчетам, сейчас обновление большинства органов могло бы обойтись одному человеку примерно в миллион долларов. Однако эксперты единодушны: как только разработки начнут внедряться в практику, становиться все более массовыми, то неизбежно будут дешеветь и уже лет через 15 — 20 окажутся доступны многим.

Таким образом, если мы хотим отмечать 150-летие, то нужно прожить более-менее здоровыми еще 15 — 20 лет. Ученые советуют обращать особенно пристальное внимание на еду. По словам Алексея Москалева, едва ли не самым опасным, активнее всего старящим нас продуктом является сахар. Точнее, пища с высоким гликемическим индексом — из нее глюкоза быстрее всего попадает в кровь, вызывая резкий скачок концентрации сахара. При этом происходит так называемое гликирование сосудов и тканей, предупреждают ученые и объясняют на простом примере.

Когда мы жарим котлету на сковороде, фарш покрывается корочкой — это результат взаимодействия сахаров с аминокислотами при высокой температуре.

«То же самое, только медленнее, происходит в нашем организме: сахар соединяется с белками стенок кровеносных сосудов, и при подогреве температурой нашего тела происходит «зажаривание», — поясняет Москалев. В итоге сосуды из эластичных и гибких превращаются в жесткие, хрупкие, ломкие, нарушается кровоснабжение органов и тканей. Страдают сердце, мозг, стареет весь организм.