Ученые создали уникальный глазной протез

Технологии для восстановления зрения все еще находятся на ранней стадии развития, но новый вид протеза сетчатки глаза уже позволяет слепым крысам в прямом смысле слова увидеть свет.

В ходе последних исследований новое устройство было имплантировано в глазах слабовидящих крыс. Подача светового луча на протез вызвала отклик в части мозга крыс, участвующем в обработке зрительной информации. Об этом удивительном открытии исследователи сообщили в своей работе, опубликованной в журнале Нэйче (Nature). Внутри революционной искусственной сетчатки – светочувствительный внутренний слой глазного дна, фоторецепторы, которые преобразуют свет в нервные сигналы, пишет Allday.in.ua.

При таких заболеваниях как пигментный ретинит и возрастная дегенерация желтого пятна, некоторые фоторецепторы отмирают, впрочем, остальная часть сетчатки сохраняется. Именно поэтому существует необходимость в дальнейших исследованиях в области визуального протезирования, использующего свет для искусственной стимуляции сетчатки, говорят ученые.

«Таким образом вы получаете возможность стимулирования оставшейся сетчаки при помощи электрических импульсов», – говорит исследователь Йоси Мандель, доктор офтальмологии в Стэнфордском университете. «Мало того, вы можете использовать камеру и передавать данные на сетчатку непосредственно, а не с использованием фоторецепторов», – добавляет он.

Мандель и его коллеги разработали беспроводной протез, который проектирует изображение, получаемое камерой на сетчатку при помощи инфракрасного излучения. Имплантированный под сетчатку фотоэлемент преобразует свет в электрический ток, который активирует нейроны сетчатки. В ходе исследования ученые имплантировали протезы крысам с заболеваниями, связанными с вырождением сетчатки, и измеряли реакцию зрительной коры мозга животных на внешние визуальные раздражители.

Было отмечено, что при воздействие света реакция зрительной коры подопытных крыс была сходной с реакцией мозга здоровых животных. «Мы поняли, что можем передавать сигнал на сетчатку, используя наш протез, и он активирует нормальное зрение», – рассказал Мандель изданию LiveScience. Интересным является тот факт, что, по утверждениям ученых, что сигналы от протеза могут достигать коры головного мозга даже быстрее, чем от естественных человеческих фоторецепторов.