Ученые выяснили почему пальцы мешают друг другу работать

Учёные из Рурского университета (Германия) проверили скорость реакции пальцев руки и продемонстрировали, что крайние, то есть большой и мизинец, реагируют значительно быстрее, чем указательный, средний и безымянный.

Участникам эксперимента показывали на экране монитора руку, у которой тот или иной палец был помечен. Человек должен был как можно быстрее нажать соответствующим пальцем на кнопку. Крайние были самыми быстрыми, средний — самым медленным. Разумеется, можно подумать, что это результат анатомических особенностей строения руки или же простая неразработанность медленного пальца. Но дело оказалось не в этом. В серии экспериментов учёным удалось показать, что сами по себе пальцы обладают одинаковой скоростью реакции, а торможение начинается лишь в условиях, когда мозгу нужно сделать выбор.

Исследователи разработали компьютерную модель, которая описывала нейронные механизмы управления пальцами. Программа строилась на допущении, что соседним частям тела соответствуют соседние участки в головном мозгу. То есть область нейронов мизинца находится вблизи нейронов безымянного пальца, нейроны безымянного — вблизи нейронов среднего, и т. д. Из этой модели следовало, что средний долго реагировал потому, что ему мешали подавляющие импульсы, отправляемые на соседние пальцы. Мозг приказывал ему совершить движение — и одновременно всем остальным оставаться в покое. А поскольку область управления средним пальцем соседствует с такими же областями других, то до неё доносились «отголоски» этих подавляющих приказов. Что до крайних пальцев, то большой и мизинец испытывают влияние со стороны меньшего числа соседей, так как находятся на периферии: и на руке, и в мозгу.

Как пишут исследователи в журнале PNAS, медленные пальцы можно действительно натренировать, но это будет тренировка не мышц, а нейронов. Если медленный палец будет недостаточно быстро получать какой-то стимул (например, слабые электропокалывания или двух–трёхчасовую вибрацию, что и было использовано в эксперименте), то скорость его реакции возрастёт. Благодаря пластичности нервных клеток между ними установятся новые связи, укрепятся старые, и соответствующая нейронная зона сможет не замечать помех, приходящих из соседних зон.

Авторы работы полагают, что таким же образом происходит взаимное торможение и в высших нервных центрах, ответственных за память, обучение и т. д.

Школьники и студенты много бы дали за то, чтобы выяснить, как можно простимулировать, к примеру, участок, отвечающий за иностранные языки, чтобы ему не мешали занятия, скажем, математикой и физикой.

По материалам: Compulenta.ru