В Китае найдены отпечатки необычного насекомого

Насекомое было обнаружено в отложениях средней юры близ деревни Даохугоу, в северо-восточной части китайского автономного района Внутренняя Монголия. Оно получило название Juracimbrophlebia ginkgofolia и относится к семейству Cimbrophlebiidae отряда скорпионниц (Mecoptera).

Сегодня Внутренняя Монголия, автономный регион на севере Китая, представляет собой гористую территорию с резко континентальным климатом. Известно, что около 150 миллионов лет назад эта местность была покрыта густой растительностью из папоротников и голосеменных растений.

В то время, эпоху юрского периода, когда на земле, в воде и воздухе процветали динозавры, а млекопитающие были относительно малочисленны, насекомые уже достигли огромного видового многообразия, пройдя эволюционный путь в несколько сотен миллионов лет.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, учёные из Китая и США повествуют об обнаружении особи отряда cкорпионниц, названной Juracimbrophlebia ginkgofolia. Это существо интересно тем, что существенно расширяет знания палеонтологов о способности насекомых подражать внешнему виду других животных и растений (так называемой мимикрии).

Находка, сделанная в северо-восточной части Внутренней Монголии, представлет собой впечатанную в камень скорпионницу семейства Bittacidae. Из-за сходства насекомого с широко распространённым в ту эпоху голосеменным растением гинкго, учёные поначалу даже приняли букашку за растение.

Предполагается, что, как и современникам, древней скорпионнице мимикрия помогала скрываться от хищников, а также охотиться за другими насекомыми. Чтобы сливаться с листьями гинкго, скорпионница садилась на ветку и широко расставляла крылышки.

Учёные подозревают, что насекомое и растение могли даже сформировать симбиотические отношения, при которых гинкго предоставляла убежище скорпионнице, а последняя в свою очередь защищала растение от паразитов, пожирая их.

Нынешнее открытие, во-первых, доказывает, что насекомые подражали не только покрытосеменным, но и голосеменным растениям, а, во-вторых, отодвигает временную границу появления у насекомых мимикрии примерно на 40 миллионов лет вглубь веков.

В настоящее время отряд скорпионниц (Mecoptera) насчитывает всего 9 семейств, однако в прошлом скорпионницы был гораздо более разнообразны (всего известно 34 ископаемых семейства Mecoptera). Это же относится и к классу гинкговых, которые процветали в мезозое, но в настоящее время представлены единственным реликтовым видом.

По материалам Maleus temporum