Топ-100

В природе объявился шершень на энергии света

Учёные Израиля и Великобритании изучили единственное в своём роде живое существо – шершня, пигменты кутикулы которого преобразуют энергию солнца в электричество.

О том, что восточный шершень Vespa orientalis производит энергию при помощи внешнего скелета – экзоскелета, Мэриан Плоткин и её коллеги из университета Тель-Авива догадывались давно.

Прежний научный руководитель Мэриан – Яков Ишай – как-то обнаружил, что эти насекомые особенно активны в наиболее солнечные дни. Что, в общем-то, шершням несвойственно.

Структурный анализ показал, что поверхность экзоскелета покрыта множеством бороздок и бугорков. Такая «гребёнка» позволяет направить больше света во внутренние слои.

Энтомологи много лет исследовали экзоскелет насекомого и установили, что в тёмной части брюшка содержится много меланина, а в светлой ксантоптерина. Однако только теперь выяснилось, что оба пигмента участвуют в процессе переработки энергии солнечного света. В своей статье, опубликованной в журнале Naturwissenschaften, энтомологи отмечают, что лишь небольшое количество падающего света отражается обратно во внешнюю среду.

Биологи выделили ксантоптерин. Затем вещество растворили и поместили на электрод фотоэлемента. Учёные осветили ячейку и обнаружили, что пигмент помогает вырабатывать электричество.

Пока неясно, как шершни используют эту дополнительную подпитку и для чего она им. Ведь ксантоптерин поглощает всего лишь 0,335% поступающей энергии (для сравнения: эффективность средней солнечной батареи составляет 10-20%).

Однако кое-какие предположения на этот счёт всё же существуют, отмечает Membrana.ru со ссылкой на TMCnews. Год назад группа Плоткина выяснила, что ферменты жёлтой части кутикулы играют роль, подобную функции печени млекопитающих. Освещение шершней ультрафиолетом приводит к активизации работы этих веществ. Возможно, излучение солнца питает реакции, в которых участвуют ферменты. «Мы наблюдали сбор солнечной энергии у растений и бактерий, но у животных – никогда», — изумляется Плоткин. Осталось выяснить, является ли эта способность исключительной или же она свойственна другим насекомым, например, бабочкам.

Comments are closed.