Возвращение динозавров

Найти в янтаре древнего комара. Выделить из его желудка кровь динозавра. Извлечь оттуда ДНК и ввести ее в эмбрион крокодила. Высидеть яйцо. Выкормить динозавра. Открыть парк юрского периода. Когда Майкл Крайтон писал свой бестселлер (1990), а Стивен Спилберг снимал по нему блокбастер (1993), все это казалось делом далекого будущего. Сейчас же ученые не видят в создании динозавров ничего фантастического. Правда, способ будет иным.

Цыпленок-крокодил

Молекулы ДНК разрушаются с течением времени. 65 миллионов лет прошло с тех пор, как последний динозавр летал, плавал или ходил по земле, а ДНК редко остается нетронутой более 500 тыс. лет. По словам Джека Хорнера из Университета штата Монтана (США), известного палеонтолога и технического консультанта всех фильмов о парке юрского периода, ДНК динозавра ни разу не была обнаружена. Он и его коллеги в 2005 году смогли найти мягкие ткани тираннозавра, но они не содержали полезного материала. Поэтому, даже если когда-нибудь удастся отыскать ДНК динозавра, она будет находиться в плачевном состоянии: фрагменты кода, состоящие всего из нескольких пар оснований. К тому же наука не знает, как сшить эти фрагменты. Словом, секвенирование генома динозавров из окаменелой ткани или крови никогда не станет надежным способом их возрождения.

Но генетики предлагают альтернативный путь. В последние годы несколько групп, работающих независимо друг от друга, начали «будить» спящие ДНК динозавров в одном из его потомков — в курице. Во времена динозавров у кур и аллигаторов, то есть птиц и рептилий, существовал общий предок. В какой-то момент этот вид животных образовал два новых вида, которые начали развиваться по-своему. Но даже и сегодня, несмотря на значительные различия, у них остается много общих участков в генном коде. Как считается в настоящее время, птицы произошли от мелких динозавров Maniraptora, у которых вместо клювов были похожие на крокодильи челюсти.

Хорнер и его друзья собираются в конечном счете получить курицу с зубами, чешуей, хвостом и передними конечностями. По словам Хорнера, в детстве он мечтал завести себе динозавра в качестве домашнего питомца, и теперь эта мечта может осуществиться – по крайней мере, «цыпленкозавр» будет очень похож на древнего ящера.

С мутантными куриными эмбрионами экспериментируют и онтогенетики Джон Фэллон и Мэтт Харрис из Висконсинского университета США. Они заметили странные выросты на челюстях зародыша, которые оказались саблевидными зубами, идентичными зубам эмбрионов аллигаторов. Эти мутанты обладали рецессивным геном, который убивает плод до рождения. В качестве побочного эффекта этот ген включает другой, дремавший в эволюционной линии кур, — древний ген зубов динозавра. Фэллон и Харрис создали вирус, который вел себя подобно рецессивному гену, но не был смертельным. Когда вирус вводили в нормальные эмбрионы, у тех начинали расти зубы.

Затем палеонтолог Ханс Ларссон из Университета Макгилла обнаружил, что на раннем этапе развития куриного эмбриона у зародыша есть хвост. В определенный момент генетический переключатель делает сальто, и хвост исчезает. Ларссон и его коллеги отчаянно пытаются заставить хвост вернуться, но пока безуспешно.

Дальше всех в своих исследованиях продвинулся доктор Архат Абжанов из Гарвардского университета. Он смог изменить ДНК куриных эмбрионов на раннем этапе их развития и вернуть им те свойства, которые были у их далеких предков. В частности, у цыплят развилась крокодилья пасть вместо клюва. Однако вылупиться полученным эмбрионам все же не дали по этическим соображениям.

Динозавр – друг человека

Так что, возможно, скоро у нас появится шанс увидеть этих животных вживую. Много лет, кстати, считалось, что ни один человек никогда не видел динозавра – первые люди на планете появились всего лишь 4 млн. лет назад, когда гиганты уже вымерли. Этот вопрос – жили ли люди вместе с динозаврами – на самом деле очень важен. По словам эволюциониста Филиппа Китчера, свидетельство сосуществования динозавров и людей поколебало бы основания эволюционной теории. Ведь эволюция учит, что исторически существовала определенная последовательность происхождения видов (от простых к сложным): рыбы эволюционировали в амфибии, амфибии — в рептилий, к которым и относятся динозавры, а от рептилий уже произошли млекопитающие, включая человека. Если эволюция истинна, то человек не имел никакой возможности видеть и описывать живых ящеров. В противном случае эволюции видов просто не было – для нее не хватило бы времени, а значит, это стало бы доказательством библейской истории о том, что все виды, включая человека, были сотворены в одно время. Так что, установленный факт совместного проживания динозавров и людей разрешил бы многие глобальные вопросы о появлении жизни на нашей планете.

Одним из главных доказательств сейчас являются камни Ики – погребальные камни, найденные в начале 1960-х годов в провинции Ика (Перу), в древних индейских местах захоронения. На камнях выгравированы рисунки, изображающие сцены древней культуры, ее достижения и… различных динозавров в тесном взаимодействии с человеком.

На камнях во множестве представлены сцены охоты людей на брахиозавров, стегозавров, тираннозавров. Причем, главным орудием человека является металлический топор. Типичны мотивы борьбы человека с хищными динозаврами. Но самыми удивительными изображениями являются те, где динозавры представлены в качестве домашних животных. Так на одном из камней изображен человек, едущий верхом на трицератопсе, причем на спине ящера изображена попона, а наездник держит в руках курительную трубку. На другом камне человек летит на птеродактиле! В руке воздушный наездник держит какой-то палкообразный предмет, возможно служащий для управления ящером.

Естественно, что такие изображения противоречат не только современным представлениям про историю человечества, но и современному здравому смыслу. Поэтому эволюционисты считают коллекцию камней Ики грандиозной мистификацией. Как и найденные в 1944 году в мексиканском городе Акамбаро более 30 тысяч керамических статуэток, треть из которых изображает динозавров. Тогда ученые тоже обвинили нашедшего статуэтки датчанина в подлоге и фальсификации артефактов. Хотя в Акамбаро не хватило бы людских и природных ресурсов (глина, дерево) для обеспечения такого трюка, а осуществлять продолжительную тайную поставку всех необходимых материалов в бедный район Мексики – это превышает возможности любого, даже самого одаренного бизнесмена. Тем не менее, все доказательства, говорящие о том, что люди жили одновременно с динозаврами, тут же объявляются «заговором» по дезориентации человечества. Ведущий специалист в области молекулярной палеонтологии, доктор Мэри Швайцер, как-то призналась, что, пытаясь опубликовать свои работы в научных журналах на эту тему, испытывала большие затруднения.

«Один редактор сказал, что ему все равно, о чем свидетельствуют данные; он был уверен, что результат моих изысканий – нечто невозможное, – рассказала она. – «Тогда какие данные будут для вас достаточно убедительными?» – спросила я в письме. «Никакие», – ответил он».

Конечно, совместные прогулки человека с динозавром интересуют не только противников теории эволюции и пасторов различных евангелических течений. Любители всяческих загадок и нестыковок тоже с радостью ухватываются за сообщения о подобных находках. Но все-таки стопроцентно установить их истинность довольно трудно. В общем, вопрос представляется окончательно нерешенным.

Тайна гибели гигантов

Другой большой загадкой остается таинственное исчезновение динозавров в конце верхнемелового периода. 65 миллионов лет назад на Земле произошло нечто труднообъяснимое. В результате какого-то грозного и, по-видимому, внезапного события вымерли целые виды животного мира. Эпоха вымирания продолжалась около 200 лет. Осадочные породы океанических отложений, сформировавшихся в то время, дают нам документальные свидетельства скоротечности тех драматических событий — целые кладбища динозавров.

Гипотезы, объясняющие причину столь необычной катастрофы, нагромождались одна на другую — от достаточно правдоподобных до самых фантастических. Это и внезапное наступление ледникового периода, и смена полюсов магнитного поля Земли, и патологические причины — например, изменения в анатомии или физиологии животных, эпидемии вирусных инфекций. Одна из гипотез предполагает причину катастрофы в резком изменении кислородного режима в атмосфере. Мол, вымершие гиганты потребляли большое количество атмосферного кислорода, и внезапное снижение его содержания в атмосфере привело к тому, что динозавры погибли от удушья. Еще одна теория – об усилении космической радиации, вызвавшей гибель животных.

Несколько версий пытаются объяснить вымирание динозавров в результате внешних биологических факторов — например, смены пищевых ресурсов, вызванной резкой сменой растительного покрова Земли.

Очень интересна гипотеза о гибели динозавров вследствие взрыва сверхновой звезды. Факт наблюдения такого явления сравнительно редок. Взрывы сверхновых — это взрывы такой чудовищной силы, что их светимость возрастает в миллиарды раз! Вспышки сверхновых порождают мощнейшие потоки гамма-излучения, гибельного для живых организмов. Таким образом, если тогда где-то поблизости от Солнечной системы произошел взрыв сверхновой и атмосфера Земли не справилась со своими защитными функциями и пропустила часть смертоносного излучения на земную поверхность, то динозавры, как и большинство других обитателей планеты, погибли от лучевой болезни.

И только недавно ученые поставили точку в этом вечном споре. Более сорока специалистов проанализировали собранный за 20 лет материал, относящийся к Третичному меловому периоду, и выяснили, что виды вымерли вследствие удара гигантского астероида или кометы в районе мексиканского полуострова Юкатан.

Когда космический камень 10-15 км в диаметре упал на Юкатан, мощность удара составила примерно 100 триллионов тонн в тротиловом эквиваленте, то есть, в миллиард раз больше бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.

Гигантский кратер, образовавшийся в результате удара, имеет 180 км в диаметре и окружен круговым разломом пород в 240 км. Удар на первой стадии вызвал на Земле обширные пожары, землетрясения и континентальные оползни, которые привели к возникновению цунами. Взрыв раскаленного камня и газа должен был выглядеть на горизонте как огромный огненный шар, который сжег бы любое живое существо, оказавшееся поблизости.

По словам доктора Джоанны Морган, «последний гвоздь в гроб для динозавров был вбит, когда материалы взрыва были выброшены на большую высоту в атмосферу. Это облако окутало всю планету и привело к наступлению глобальной зимы. Все виды, не сумевшие приспособиться к этой адской обстановке, вымерли».

Что ж, если ученым удастся воскресить динозавров, эти существа, возможно, прольют свет на загадочную историю своих древних предков. Сколько же осталось ждать возвращения динозавров? «Ну, это зависит от финансирования, — говорит Джек Хорнер. — Мы еще не победили рак, так что едва ли проект по возрождению динозавров сможет получить что-то от тех и без того скудных отчислений, которые идут на научные исследования. Впрочем, какой-нибудь частный инвестор может решить, что это круто, и тогда…»