Растения способны к телепатии?

Ученые всего мира продолжают открывать факты того, что растения – это намного большее явление природы, чем просто примитивные и пассивные существа.

Секретная жизнь растений

Один из таких исследователей – Ян Болдуин с факультета молекулярной экологии Института Макса Планка в Германии, утверждает, что растения способны не только выделять химические вещества, чтобы защитить себя от хищных насекомых, но и могут общаться между собой, используя сложный язык нуклеиновых кислот.

Профессор Болдуин, прозванный его коллегами «сплетник растений», открыл, что эти формы жизни способны не только сообщать о повреждениях своим ботаническим собратьям, но даже выразить, как и где это случилось. Этот уровень межботанической коммуникации, углубленно изучавшийся в последние годы, говорит о том, что растения могут обладать своего рода разумом.

Недавнее исследование Болдуина появилось благодаря необычным экспериментам англичанина Клива Бакстера в 1960 г. И хотя некоторые насмехались над открытиями Бакстера, для многих он предоставил доказательства того, что растения обладают не только эмоциями, но даже… развитыми телепатическими способностями.

С 1962 г. Бакстер обучал спецслужбы и полицию, как правильно использовать полиграф (детектор лжи). Его открытия начались с идеи подключения одного из его детекторов к драцене, растущей в классной комнате. Когда электроды были подключены к ее листьям, Бакстер полил драцену, и полиграф немедленно нарисовал линию, означавшую положительные эмоции. Заинтригованный Бакстер решил исследовать феномен более тщательно.

Когда он попытался представить, какой вид опасности заставит растение отреагировать, он решил, что это будет сожжение листьев. Растение, казалось, ответило на его мысли – полиграф начертил другую диаграмму, которую обычно можно видеть, когда человек чувствует опасность. Это открытие побудило Бакстера и других ученых всего мира проводить дальнейшие эксперименты для выявления сознания растений. Многие из этих экспериментов освещены в книге «Скрытая жизнь растений» Питера Томпкинса и Кристофера Берда.

«Когда Бакстер и его коллеги, используя разные виды растений и разные инструменты, в различных местах страны получили схожие результаты, это стало предпосылками для дальнейшего изучение материала. Были испытаны более 25 видов растений и фруктов, включая салат-латук, лук, апельсины и бананы. Эти наблюдения требовали по-новому взглянуть на жизнь и имели эффект разорвавшейся бомбы для науки», – говорится в книге «Скрытая жизнь растений».

Таким образом, Бакстер обнаружил, что растения на самом деле могут мыслить и общаться на уровне выше, чем предполагалось ранее. Но самый поразительный эксперимент ученого выявил, что растения реагировали даже на мысли Бакстера об их поджоге!

Говорящая зелень

После прочтения об экспериментах Бакстера, инженер-электронщик из Японии создал устройство, которое смогло озвучить мысли растения. Для этого он попросил свою жену, заядлого садовника, поговорить с кактусом… Кактус (подключенный к устройству) производил в ответ на слова женщины различный шум, с заметным эмоциональным компонентом. И хотя растения не общаются так, как другие организмы – не воспроизводят звуки или заметные жесты, тем не менее, их способность передавать четкие сообщения была доказана.

А в 1972 г. профессор и доктор психологии В. Н. Пушкин опубликовал результаты собственных опытов, которые доказывали, что растения поддаются внушению со стороны человека. Общий же вывод исследований проф. Пушкина состоял в том, что человеческие психические процессы, такие как восприятие, мышление, память являются специализацией процессов, которые берут свои истоки… в растениях.

Чуть позже советские ученые из Академгородка в Новосибирске установили, что растение способно отличать врага от друга, и обнаружили, что одно растение, получающее воду, способно поддерживать жизненные силы другого растения, своего соседа, которое не получает воду. В ходе опытов рядом ставилось два растения, одно из которых находилось в стеклянном колпаке. Растение без колпака поливалось, а растение под колпаком не поливалось, и так продолжалось много дней. На удивление учёным, оба растения оставались в полном здравии и свежести. Каким образом происходила передача жизненных сил между двумя растениями, для учёных осталось загадкой.

Недавние эксперименты проф. Болдуина позволили раскрыть механизм общения растений. Выяснилось, что посредством малых рибонуклеиновых кислот (малые РНК) растения могут защищаться от вредителей или других опасностей, как и просить о помощи и даже передавать свои переживания зеленым собратьям.

Используя дикий табак, исследователи открыли, что малые РНК содержат сложную лексику, позволяющую защищаться от хищников. После упорядочивания всего словаря малых РНК табачных растений, команда Болдуина нашла около 110000 слов, содержащих РНК, каждое длиной от 15 до 30 символов.

Но растения не просто общаются между собой: когда необходимо, они зовут на помощь другие организмы. Например, различные виды реагируют на угрозу насекомых посредством молекулярных сообщений, привлекая к нападающим их природных врагов. К тому же, растения поблизости также получают сообщения, которые стимулируют их к кооперации. Таким образом, предупреждения о нападениях формируют группу с настоящей стратегией обороны.

В растительном мире не только насекомые могут быть источником угрозы – иногда врагом могут быть и другие растения. В 2007 г. исследователи из Университета Мак Мастера в Гамильтоне (штат Онтарио) обнаружили, что различные виды растений ведут борьбу за территорию.

По мнению ученых, все эти открытия помогут в будущих экспериментах, например, посадке некоторых видов растений рядом с урожайными культурами, чтобы использовать их способность защищать от хищников. А понимание удивительных и сложных социальных взаимодействий между растениями поможет обрести новый взгляд на наш мир. Все это в итоге заставляет людей задуматься: какие формы общения еще существуют в природе?

Подготовил Олег Лобанов