Несмотря на ежегодный рост отечественного фармацевтического рынка, украинцы жалуются на исчезновение некоторых лекарств с аптечных полок и недостаток жизненно необходимых препаратов в больницах. В чем же причины перманентного дефицита в стране лекарственных средств?
Основных причин постоянного дефицита тех или иных медикаментов, по мнению экспертов, три — несвоевременное и непрозрачное выполнение госпрограмм по закупке препаратов, желание пополнить бюджет за счет фармацевтов и попытки властей улучшить свой рейтинг путем снижения цен на лекарства.
Так, по словам зампреда общественного совета Минздрава Андрея Гука, главной причиной регулярно возникающего дефицита вакцин и лекарств для тяжелобольных является как раз несвоевременность закупок необходимых препаратов: 3,5–3,7 млрд. грн достаются продавцам ближе к концу года. Почему так происходит, догадаться несложно. Тендеры затягиваются в основном из-за передела сфер группами влияния на украинском фармрынке.
В прошлом году, после начала мониторинга цен на мировых рынках и установления предельной цены выхода на тендер, посредников несколько оттеснили и доступ к госзаказам получили новые игроки. И если в 2010 году около 80% закупок лекарств было осуществлено всего в восьми компаниях, то в 2011 году победителями торгов стали 75 разных поставщиков.
«Побочный эффект» от новшества чиновников — остановка тендеров по абсолютно всей лекарственной номенклатуре (в том числе для спасения жизни при онкологии, туберкулезе, ВИЧ и т. д.) почти на девять месяцев.
Зато после громкого скандала в правительстве и неоднократных кадровых ротаций в Минздраве кресло главы ведомства заняла Раиса Богатырева. А победителем первого в текущем году тендера на вакцину для профилактики дифтерии, столбняка и гепатита В для детей (новорожденных) на 10,87 млн. грн стала компания, совладельцем которой называют сына министра — Александра Богатырева.
Вторая причина опоздания с тендерами — это постоянная нехватка средств в бюджете и отсрочка выполнения госпрограмм до последнего квартала года. Вице-президент Объединения работодателей медицинской и микробиологической промышленности Виктор Чумак добавляет, что на Украине, вопреки дефициту ресурсов, даже в рамках госпрограмм рекомендуют преимущественно дорогие иностранные бренды, которые к тому же приобретаются в несколько раз дороже их реальной цены. В результате, бесплатных лекарств на всех не хватает. К примеру, тромболитиками (для сердечно-сосудистых заболеваний) обеспечивается 25–33% из 15,1 тыс. больных.
Что касается попыток снизить цены на лекарства, то они становятся причиной дефицита средств как в аптеках, так и в больницах. К примеру, сейчас обязательным условием для поставок препаратов в госпитальный сегмент является регистрация оптово-отпускных цен. Но, по наблюдениям эксперта на фармрынке Бориса Даневича, во многих случаях компании получали необоснованные отказы в регистрации цен. «И на начало апреля на Украине были зарегистрированы цены только на 10% от необходимого количества лекарств», — говорит эксперт.
Затягивая процедуры, власти явно пытаются сделать фармацевтов сговорчивее в вопросе цены. Но в итоге больничные учреждения оказываются искусственно ограниченными в выборе препаратов, которые они могут приобрести за средства местного или государственного бюджетов. А иногда даже полностью лишены возможности закупать медикаменты.
Очередной дефицит лекарств в аптеках может спровоцировать и стартовавшая в мае реализация пилотного проекта по внедрению референтных цен на препараты для лечения гипертонической болезни. Механизм частичного возмещения стоимости лекарств социально незащищенным категориям граждан, который, по задумке чиновников, должен действовать в рамках этой программы, не утвержден до сих пор. И 11 млн. больных уже через два месяца могут оказаться без некоторых необходимых им лекарств.
А вот необходимость наполнять бюджет заставляет таможенников искать лазейки в законодательстве, чтобы обложить дополнительной пошлиной лекарства зарубежного производства. У импортеров на такие действия ответ простой — каждый раз после блокирования их грузов на таможенных складах компании автоматически перекладывают свои дополнительные расходы на потребителей.
В результате, лекарства не только на какое-то время исчезают из аптек, но и по возвращении, естественно, дорожают. Последний пример — этой зимой таможенники приравняли спиртосодержащие лекарства к алкоголю, а витаминные добавки — к продуктам питания, при ввозе которых на территорию страны поставщик должен был уплатить акцизный сбор или пошлину.
В список подакцизных товаров в разгар гриппозного сезона угодили и популярные противопростудные сиропы, гормональные, сердечные и гомеопатические препараты.
Фуры с препаратами, приравненными к алкоголю, простояли на границе почти месяц — их нельзя было ни растаможить, ни выгрузить на склад под таможенный контроль, ни вернуть производителю. Сохранить лекарства в таких условиях тоже не удалось — они испортились.
Не желая приобретать лицензии на торговлю алкогольной продукцией, аптеки на некоторое время убрали с прилавков все препараты, содержащие этанол. Месяц спустя ситуацию разъяснил Минздрав, однако за первый квартал лекарства в рознице подорожали на 12%…
Светлана Борисова,
Comments.UA