Города-призраки Крыма

0

Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Мангуп – заброшенные города в скалах, одна из изюминок богатого чудесами Крыма.

Сегодня их пустынные улицы оживляют только любопытные туристы и неисправимые романтики.

Эти древние поселения давно и прочно объединены под названием «пещерные». Готовясь к курортному сезону-2010, власти Крыма и местные туристические агентства общими усилиями готовят несколько уникальных экспедиций в эти места. Обычно их чаще всего посещают лишь археологи и «профессиональные» туристы. Теперь же совершить визит туда получат все желающие.

Загадочные галереи Чуфут-Кале

На восток от Бахчисарая, на плато горного отрога, над тремя глубокими долинами возносится к небу город-призрак Чуфут-Кале. Более тысячелетия люди жили среди этих скал, с упорством возводя на безводном плато крепости и храмы, дома и мавзолеи. Город существует так давно, что уже забыл имя своего детства и язык людей, которые первыми ступили на эти камни, чтобы прожить здесь жизнь.

Теперь тут обитают загадки и тайны. Но чтобы встретиться с ними, придется пройти не один километр, причем, по горам. Лишь тогда любопытствующему взору откроются башни, стены, глубокие рвы, пещеры в скалах.

Арки ворот сегодня зияют пустотой. Сквозь них свободно течет неумолимая река времени. Но улицы помнят свои имена. Бурунчакская ведет к древнему рынку. Кенасская – к храму. У Главной – есть тротуары из известняковых плит, она была проезжей – намного шире других.В путанице узких переулков живет эхо. Двухэтажные, крытые серой черепицей, домики стоят почти вплотную друг к другу. Они скрывают за своими глухими стенами сухую жесткую траву, плиты прогретых солнцем двориков, мягкую тень галерей.

История Чуфут-Кале полна нераскрытых тайн и загадок. В конце VI в. сюда пришли переселенцы из далекого Ирана – аланы. Эти смуглые люди тесали камни, выращивали виноград в долинах. Но в XIII в. город на скале пал под ударами татарских полчищ. Завоеватели называли его Кырк Ор – «город сорока укреплений».

В XIV в. здесь появились выходцы из иудейской Хазарии – караимы, город разросся, а татарский хан Хаджи-Гирей превратил его старую часть в свою укрепленную резиденцию. Его потомок Менгли-Гирей предпочел более комфортную жизнь в новом дворце Бахчисарая, а Кырк Ор стал бахчисарайской цитаделью и местом заточения знатных пленников.

В середине XVII в. татары покинули город на скале. Но еще 200 лет в нем жили караимы. От татар их отличало лишь вероисповедание, но мусульмане считали их евреями. И город получил новое имя – Чуфут-Кале, в переводе – «еврейская крепость». Последние жители покинули его в начале XX в., и вот уже почти столетие он пустует. Но память о нем жива.Скользкие неровные ступени ведут в сырую темноту каменных мешков-казематов.

Сколько трагедий видели эти стены! Здесь и сегодня по-настоящему жутко. В каменных мешках Чуфут-Кале томились в ожидании выкупа знатные пленники: литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного – Василий Грязной.

Но самые страшные испытания выпали на долю Василия Борисовича Шереметьева. Князь попал в татарский плен в 1660 г., в битве под Чудновом. Запрошенный ханом выкуп был огромен – два города: Казань и Астрахань. Россия не могла на это согласиться, да и сам Шереметьев не хотел свободы такой ценой. Двадцать лет просидел он в каменном мешке, не видя солнечного света. Только в 1681 г. по улице Чуфут-Кале прошел слепой искалеченный старец, получивший свободу. Но воспользоваться ею Василию Шереметьеву так и не удалось: он умер в России, через полгода после своего освобождения. В конце XX в. в Чуфут-Кале приезжал из Франции далекий потомок князя.

А молчаливые камни города по сей день свято хранят тайны. К примеру, в полузабытых преданиях караимов сохранились упоминания о воинах, одновременно атаковавших врага из крепости и с тыла. Существует также легенда о таинственной золотой лестнице Алтын-мердвен – подземной галерее со ступеньками, ведущей к воде. Причина этого названия не вполне ясна — возможно, вода, к которой должен привести скрытый путь, ценилась, как золото.

Алтын-мердвен ученым удалось найти. В 1998 г. археологи обнаружили засыпанный колодец. Раскопки, продолжавшиеся несколько лет, дали сенсационные результаты.

Почти век исследователи бились над загадкой: как крепость обходилась без воды во время осады? Сегодня ученые близки к разгадке: в 2001 г. была открыта гигантская подземная гидротехническая система. На глубине 25 м колодец входит в обширную наклонную галерею, ведущую к еще одному колодцу, винтовые ступени которого спускаются в большой подземный зал с двумя бассейнами-водосборниками. Чтобы пробить скалу на 45-метровую глубину, требовались невероятные усилия, а вот засыпана она была очень быстро.

Вообще, причудливость сооружения в Чуфут-Кале объясняется тем, что оно пережило три строительных этапа: на первом былапробита наклонная галерея до первого резервуара, которым, судя по всему, пользовались достаточно долго. Затем, скорее всего, вода ушла значительно ниже, и для того, чтобы добраться до нее, был устроен змеевидный пандус с еще большим резервуаром на его дне, и, наконец, на последнем этапе был пробит вертикальный колодец и одновременно засыпана за ненадобностью наклонная галерея. Когда же воды в колодце вовсе не стало, он был засыпан целиком, и произошло это в не столь отдаленные от нас времена – в начале ХХ или в конце XIX в.

Но вот когда и кто преодолел такие сложности, чтобы обеспечить крепость и своих соплеменников водой? По оценкам ученых, столь сложное гидротехническое сооружение, каковым является галерея Чуфут-Кале, могло одолеть лишь высокоорганизованное общество с развитой инженерной мыслью и строительной техникой. Уж не пришельцы ли?

Не меньше вопросов у археологов возникает и по поводу найденных на стенах галереи изображений, они тоже ждут своей расшифровки. Наконец, до сих пор неясно, что же заставило жителей Чуфут-Кале отказаться от плодов столь тяжких усилий? Тайны города-призрака ждут разгадок.

Многоэтажный Эски-Керме

В переводе с татарского, Эски-Кермен означает «старая крепость». Она действительно настолько древняя, что в XVI в. путешественник Мартин Броневский писал: «Ни турки, ни татары, ни сами греки не помнят ее названия…» И сегодня, стоя на высоком плато, окруженном 30-метровыми обрывами, среди солнечной тишины и абсолютного безмолвия, невольно задумываешься: зачем люди взбирались на столь головокружительную высоту?

Почему жили в сумраке тесных пещер, устраивая в каменных мешках крошечные церквушки? А ведь и здесь когда-то кипела жизнь, а на скальных трассах змеилась виноградная лоза, и зрели золотые гроздья.Четырнадцать веков назад союзники Византии – готы-аланы – построили у перекрестка торговых путей шумный ремесленный Дорос. Город на неприступной скале стал твердыней, защищавшей союзный Херсонес от вторжений степняков-тюрок. Но город-утес жил не войной, а ремеслом, торговлей и сельским хозяйством. Его жители выращивали фрукты, овощи и виноград (до сих пор вокруг города можно встретить одичавшие лозы). И пещерным Дорос не был – он был многоэтажным. Камни для строительства домов брали тут же – под ногами, оставляя пустоты в толще скалы. Рукотворные пещеры использовали как подвалы и стойла для скота.

В начале VIII в. шумный и богатый город был настоящей столицей – центром Готии. Поскольку площадь горного плато совсем невелика – около 8 гектаров – расти Эски-Кермен мог лишь в высоту и глубину.

Время не сохранило ни домов, ни башен, возвышавшихся над расселинами, ни мощных крепостных стен. Но можно осмотреть около 400 пещер самого разного назначения. Пещеры-бастионы, пещеры-хранилища, пещеры-храмы. Самая посещаемая из них – Судилище, храм, вырубленный с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к центральной улице города. В древности пещера имела два входа и окно между ними. Потолок поддерживали четыре колонны. Церковь Успения стала храмом только на последнем этапе своего существования. На ее потолке и в восточном углу сохранились следы росписи фресками XIII в. А храм Трех всадников получил свое нынешнее название благодаря хорошо сохранившейся фреске с изображениями Федора Стратилата, Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

Но, пожалуй, самое поразительное сооружение Эски-Кермена – это осадный колодец. Его конструкция, кстати, схожа с колодцем в Чуфут-Кале, что наводит исследователей на мысль, может, оба эти сооружения строила одна и та же древняя цивилизация?

Шесть лестничных маршей ведут к 10-метровой галерее, где из естественной пещеры бил источник, воду которого и использовали древние строители (галерея могла вместить около 70 кубометров). Однако вода покинула город вместе с людьми. Случилось это давно: в 787 г. крепость, защищавшую город, полностью разрушили хазары. Но жизнь на скале продолжалась еще четыре века. В 1299 г. Эски-Кермен сожгли орды темника Ногая. Ученые предполагают, что в XIV в., после набега Едигея, город покинули его последние жители.

Столичный Мангу

Мангуп-Кале – это самый большой средневековый город-крепость, он расположен в Бахчисарайском районе Крыма. К нему можно добраться, лишь взобравшись вверх по каменистым горным тропинкам.

Мангуп-Кале удивителен во все времена года: весной он красив цветущими деревьями, а склоны покрыты молодой травой и полевыми цветами. В зимнее время он чарует белоснежными покрывалами на вершинах и склонах гор. Летний и осенний периоды привлекательны пестрыми раскрасками лиственниц, причудливо сочетающихся с зеленью хвои.

Затерянный в горах Мангуп долгое время был столицей достаточно крупного (от реки Кача до владений Херсонеса, от Алушты до Балаклавы) и очень влиятельного средневекового княжества Феодоро.

Сегодня о существовании этого государства мало кто знает. Но в свое время оно одно из немногих пережило нашествие монгольских завоевателей. Феодоро заставляло считаться с собой и агрессивных турок, и предприимчивых генуэзцев. С правителями государства – князьями армянского рода Гавросов – пытался породниться сам царь Иван III.

Феодоро процветало. Его населяли земледельцы и торговцы, мореплаватели и ремесленники. Наверное, эти люди были красивы при таком-то смешении кровей: потомки огреченных тавров, скифов, сарматов, аланов, а еще караимы, греки, армяне и татары.

Одно несомненно – строить они умели хорошо! И выбирать места для строительства – тоже. Мангуп-Кале на 200-метровой столбообразной горе – наглядное тому подтверждение. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу даты возникновения города.

Возможно, это VI в., но вероятнее все-таки X в., когда после разрушения хазарами Эски-Кермена здесь стали строить мощное укрепление. До наших времен эти постройки не сохранились. Остались лишь те, что помоложе. Их относят к XIV-XV вв.

Неприступный Мангуп завоевать было нелегко. Тем более что природа одарила его жителей двумя непересыхающими источниками. В конце XV в. непобедимая армия турок, за три дня захватившая мощную крепость генуэзской Кафы (Феодосии), у стен Мангупа простояла более полугода. Завоевать «упрямый» город помогли пушки и голод.

Пленников победители не щадили. Мангуп почти опустел. Но еще несколько сот лет в городе жили христиане, караимы и иудеи. С 1774 г. крепостью ненадолго завладели татары. А после присоединения Крыма к России Мангуп-Кале покинули его последние обитатели.Очарование городов-призраков Крыма столь неповторимо, что сегодня их с удовольствием облюбовали уфологи, мистики и экстрасенсы – все те, кто живет ожиданием чудес и проявлением необъяснимых природных феноменов. А еще это настоящая мекка для музыкантов, художников и фотографов. Пещерные города – это место, где живет вдохновение.

Подготовил Олег Лобанов

Поделиться.

Комментарии закрыты