Чем интересна известная стратегическая игра с историей в несколько столетий
Шахматы — одна из древнейших игр, но стать хорошим игроком непросто. Да, можно выучить правила и запомнить ходы фигур, но этих знаний не хватит, чтобы регулярно одерживать победы. Каждый, кто решит разобраться в шахматах, получит не только возможность приятного времяпрепровождения, но и поработает над своим развитием.
Происхождение названия
Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6 века чатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войск», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7 веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название «шахматы». Игроки говорили «шах» (от персидского «король»), атакуя короля соперника. А «шах мат» — с персидского языка — «король умер». Впоследствии слова соединили, и игра получила название «шахматы».
Шахматы также называют игрой королей, поскольку очень давно в них играли только короли.
Как игровой автомат всех надул
В 1770 году венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.
Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».
Бесконечные возможности
После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона, согласно которому количество возможных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 1079, а число уникальных шахматных партий составляет 10120.
Самая длинная теоретически возможная шахматная партия — 5949 ходов. Самая короткая шахматная партия называется «дурацкий мат», состоящая из двух ходов. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.
Шахбокс
Гарри Каспаров однажды сказал, что шахматы — это муки разума. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс, чередуя их, в одной книге-комиксе, а девизом стало выражение: «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске». Идея приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.
Динамический ферзь
Шахматная фигура ферзь, или королева, претерпела множество изменений за всю историю. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем ферзь стал самой сильной фигурой.
Можно ли играть в шахматы вслепую
Шахматы вслепую — это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие гроссмейстеры. Одним из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 партии.
Сила шахматных компьютеров
Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник тоже был повергнут компьютером, что еще раз подчеркнуло мощь искусственного интеллекта. Шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их ставят наравне с гроссмейстерами.
Шахматные часы — чтобы не заснуть
Вначале партии играли без часов. При этом игроки могли просиживать много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».
Первые механические шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году. Песочный вариант для отсчёта времени был впервые использован в Лондоне в 1862 году. Современные кнопочные часы были впервые усовершенствованы в 1900 году.
Предприимчивый священник и книги
Первая шахматная доска с чередующимися светлыми и темными квадратами появилась в Европе в 1090 году. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником, любившим эту игру. Поскольку церковь запрещает священникам играть в шахматы, он спрятал свою доску, сделав ее похожей на две книги, лежащие вместе.
А первой книгой о шахматах был сборник «О Троянской войне». Вторая книга в истории вышла в свет на английском языке.
Шахматы и умственные способности
Психологи часто упоминают шахматы как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера. Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.
Источник — vseznaesh.ru