Мастер специального грима Марина Ковтун, работающая в Чехии, рассказала о нелегкой доле девушки-гримера.
— Перед тем, как заняться гримом, вы долгое время работали в сфере визажа (и занимаетесь им до сих пор). Расскажите, пожалуйста, как произошел переход и с чего все начиналось.
— Начинала я просто как визажист, но однажды все-таки захотелось повысить свой уровень знаний. Когда я пришла учиться гриму, то думала, что это будет что-то похожее на визаж. Как оказалось, грим — совсем другая сфера. Визаж — это что-то такое красивое, где девочки наряжаются и машут кисточками, а грим — это гипс, пластилин и грязь. Поэтому те девочки, которые на начальных этапах хотят быть гримерами, впадают в шоковое состояние: постоянно ломаются ногти, все вокруг в крови и грязи. Мы, конечно, не месим глину (хотя и это тоже бывает), но работа эта очень трудоемкая.
— То есть женщинам в этой сфере сложнее работать?
— Конечно, девушкам намного сложнее. Допустим, для производства одной гипсовой маски нужно сделать два гипсовых отлитка. Эти отлитки весят от двух до пяти килограмм, их нужно пилить, их нужно таскать. Поэтому, если в макияже очень мало мужчин, то в гриме соотношение примерно равное, да и то — мужчин, наверное, больше.
— Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас.
— Сейчас я работаю в кино. Могу рассказать об одной из своих последних работ — «Zoufale zeny delaji zoufale veci». Это чешская вариация на тему «Бриджит Джонс». Типичная женская комедия. В этом фильме мы делали маски состаривания. Первоначально планировалось делать такие маски для многих актеров, но впоследствии некоторых пришлось отменить, так что нашей работы в конечном счете осталось немного. На двух актерах мы делали деформацию головы. Но с ними в итоге вышло лишь несколько кадров. А так, в основном, мы занимались макияжем и прическами.
— А не могли бы вы поэтапно рассказать про маску состаривания?
— Сначала надо сделать слепок лица, чтобы маска сидела идеально. Он напоминает посмертную маску, но в этом случае она делается на живом человеке. Это гипсовая маска, которую в последнее время мы покрываем эпоксидной смолой для большей плотности.
Маска из гипса — это слепок лица, на котором потом уже конкретно будет сделана пластическая маска. Если это состаривание, то моделируются естественные морщины. Нужно ориентироваться на форму лица и на подвижность лица актера. Для этого актер обязательно должен прийти к нам на встречу. На этой встрече мы смотрим, какие конкретно у него места в старости будут более проявлены. У кого-то более подвижные глаза, у кого-то область носогубных морщин, у кого-то — подвижный подбородок. Понятно, что именно он будет провисать в старости. Мы учитываем все индивидуальные факторы.
Потом из специального грим-пластилина на слепке лица клеится маска. Затем на эту маску делают гипсовый негатив. Этот слепок покрывается большим слоем гипса. Обычно эти слепки весят до пяти килограмм в зависимости от размера лица и высоты маски. У масок состаривания не такой вес. У маски монстра, если это большая маска, вес будет совсем иной.
Из этого негатива потом отливается маска. Обычно она либо из силикона, либо желатина. Желатин — это бюджетный вариант, силикон — более качественный, более дорогой. Редко у какого фильма на него хватает бюджета. При помощи этого негатива туда заливают материал и накрывают позитивом, слепком лица актера. Далее это все выдавливается и остывает. Если это силикон, то он обычно застывает сам по себе — где-то часа два. Если это маска какого-то монстра, то все это заливается совершенно другим материалом. Ее потом еще надо высушивать при высоких температурах. Но это уже нюансы.
Фактически мы уже получили маску. Но это экспресс-вариант. Все негативы и позитивы должны еще просыхать определенное время. Для силикона надо, в зависимости от плотности и размера маски, три-пять дней сушки. Иначе материал просто развалится или же не застынет и просто-напросто поплывет в процессе накладывания.
— Что вы можете посоветовать тем, кто хочет пойти учиться?
— Любую сферу работы в кино надо совершенно безвозмездно любить, потому что это очень тяжело. Часто это переработки, проблемы с оплатами и стресс. Но если люди понимают, зачем они это делают и искренне это любят, черпают оттуда вдохновение — тогда это их профессия.
Полина Орлова,
TvKinoradio.ru