23 мая в Высоком суде Лондона стартовал судебный процесс между миллиардерами российского происхождения: медиамагнат Аркадий Гайдамак требует у "алмазного короля" Льва Леваева миллиард долларов в уплату за партнерское участие в разработке алмазных месторождений Анголы.
Назревает нешуточный скандал: предприниматели ухитрились втянуть в свои разборки африканских генералов, главного раввина России и бывшего главу израильской разведки.
Место встречи изменить нельзя
Лондон уже не впервые становится местом сведения счетов между российскими олигархами и выходцами из бывшего СССР. Долгое время внимание британской прессы было приковано к судебному разбирательству между Романом Абрамовичем и Борисом Березовским: Березовский обвинял младшего коллегу в принуждении к продаже акций "Сибнефти" и "Русского алюминия" по заниженным ценам и требовал компенсацию в размере 5,5 млрд долларов. Вдобавок в начале мая в Высоком суде Лондона начались слушания по делу еще одного выходца из СССР — Михаила Черного, израильского бизнесмена узбекского происхождения, который утверждает, что был тайным партнером Олега Дерипаски, а тот присвоил 20% его доли в "Русале". Дерипаска, по примеру Абрамовича, уверял юристов, что Черной никогда не владел акциями алюминиевого гиганта, а получал деньги за "крышу". Когда эти скандалы стали забываться, начался новый процесс, зачинщиками которого в который раз стали израильские миллиардеры с советским прошлым.
В роли истца выступает медиамагнат Аркадий Гайдамак, с 2005 г. возглавляющий Конгресс еврейских религиозных общин России, а в роли ответчика — крупнейший игрок алмазного бизнеса Лев Леваев, основатель и владелец холдинга Lev Leviev Group и совладелец корпорации Africa Israel Investments.
Британская пресса упорно именует виновников торжества "российскими бизнесменами", хотя гражданами РФ те никак не являются: истец Аркадий Гайдамак еще в 1972 г. уехал из СССР в Землю Обетованную и с тех пор успел обзавестись не только израильским, но и канадским, французским и даже ангольским гражданством. Помимо религиозной деятельности, с Россией его связывает председательство в долевое участие в деятельности медиахолдингов "ОМ" и "Объединенные медиа", ООО "Агросоюз" и некоторых строительных корпораций. Среди прочих активов миллиардера значатся промышленная группа "Казфосфат" в Казахстане, агрохолдинг Terra Verde, а также ряд предприятий алмазной и нефтяной отрасли в Анголе. О российском гражданстве Гайдамак задумался лишь в феврале текущего года, когда французские власти вновь попрекнули его незаконными поставками оружия в Анголу в 1993-1998 гг. Однако официального ответа российских чиновников на просьбу миллиардера пока не поступало.
Гражданин Израиля Лев Леваев также порвал с советской родиной еще в начале 70-х гг. По словам Гайдамака, бывших соотечественников свела Ангола: в конце 90-х гг. Гайдамак разработал план по контролю над экспортом алмазов в Анголе, предложив местному правительству создать совместное предприятие в противовес незаконному обороту алмазов, за счет которого повстанцы покрывали издержки боевых действий. Результатом переговоров стало учреждение компании Ascorp: согласно уставу, 51% акций предприятия принадлежало государству, а Гайдамаку полагалась концессия размером в 24,5% активов компании, но бизнесмен, натерпевшись от налоговых преследований со стороны французских властей, решил оформить свою долю на Льва Леваева, а дивиденды делить пополам.
Юридически партнерство не было оформлено — стороны ограничились подписанием письменного договора в конце 2001 г. в единственном экземпляре, переданном на хранение главному раввину России Берлу Лазару. Трудно ожидать такой наивности от бывалого игрока мирового рынка, но Гайдамак не раз подчеркивал, что действовал в соответствии с некими религиозными правилами, хорошо известными всякому правоверному еврею.
Пропавшая грамота
Как выяснилось впоследствии, Леваев не выдержал искушения: желание перехватить перспективный бизнес по экспорту алмазов оказалось сильнее заветов Торы. Только по официальным данным ангольской таможни за 12 лет соглашения прибыль Леваева от экспорта составила 6 млрд долларов, но, как утверждает Гайдамак, средства на его счет перечислялись только до 2005 г., причем не в полном объеме — в среднем 3 миллиона долларов в месяц в 2000-2003 гг. Когда возмущенный бизнесмен потребовал у партнера припрятанный миллиард, Леваев и вовсе принялся отрицать факт партнерства, а единственное доказательство сделки, непонятным образом исчезло из хранилищ Берл Лазара. Как заявил адвокат Гайдамака на первом слушании дела, так и не удалось выяснить, был ли договор утерян либо уничтожен. Сам же Берл Лазар уклоняется от любых комментариев на этот счет. Как пишет The Guardian, главный раввин России заявил, что конверт с документом мог быть случайно уничтожен в результате некоего несчастного случая. Когда британские юристы предложили Лазару дать свидетельские показания, раввин наотрез отказался ехать в Лондон, не углубляясь в объяснения.
Тем не менее, Гайдамак уверен, что сможет отсудить свой миллиард и без помощи Лазара: накануне суда бизнесмен заявил, что его давний приятель из "Моссада" по дружбе раскопал для него "кое-какие бумажечки", способные доказать факт злополучной сделки. Хотя имени своего покровителя Гайдамак предусмотрительно не назвал, на эту роль претендуют сразу два разведчика, в свое время поддерживавшие партнерские отношения с истцом: бывший глава израильской разведки Дани Ятом и старший офицер "Моссада" Ави Даган. Более того, по некоторым сведениям, именно эти двое служивых и познакомили бывших партнеров.
Впрочем, юристы полагают, что шансы Гайдамака не так уж велики: летом прошлого года бизнесмен имел неосторожность письменно отказаться от претензий на дивиденды от алмазной торговли во время дачи показаний по видеосвязи, к которым его принудил влиятельный ангольский генерал Мануэль Хелдер Виеира Диас. Поскольку ангольское правительство уже утвердило документ, его положения оспорить невозможно, а у адвокатов Леваева появляется возможность сэкономить своему клиенту вожделенный миллиард.
Подготовила Анабель Ли,
по материалам Lenta.ru