Вдохновленные мастером ужасов
В последние годы все более весомым источником вдохновения для режиссеров становятся работы Джона Карпентера — гуру хоррора и мастера на все руки (в титрах он фигурирует не только как режиссер, но и как сценарист, продюсер и даже композитор).
Недавно создателю «Хэллоуина» и «Нечто» исполнилось 70 лет, в связи с чем отследим последние фильмы, на авторов которых Карпентер явно повлиял.
«Напролом»
Экшен Гая Пирса в образе спецагента Сноу, который, засучив рукава, отправляется в самую неприступную тюрьму во Вселенной, чтобы обелить свое незаслуженно запятнанное доброе имя, практически пошагово дублирует «Побег из Нью-Йорка». Позднее выяснилось, что автор «Побега» согласия на копирование своего творения режиссерам картины «Напролом» Мэтеру и Леджеру не давал и даже отсудил у них, включая продюсера Люка Бессона, 450 тысяч евро за плагиат.
«Гость»
Свою картину Адам Вингард строил под впечатлением от франшизы «Хэллоуин», о чем постановщик неоднократно заявлял в интервью. Помимо драматургических и визуальных решений, режиссер почерпнул у Карпентера понимание идеально цепляющего саундтрека. Главным же актом снятия цилиндра перед маэстро стала финальная сцена сражения во флюоресцирующем школьном актовом зале, украшенном, кстати, по случаю Хэллоуина, которая пробуждает в памяти погоню Майка Майерса за Лори по темным коридорам.
«Холод в июле»
В криминальном триллере Джима Микла влияние произведений Джона Карпентера так уж явно не прослеживается. Каких-то существенных концептуальных заимствований здесь действительно нет, однако, если по соседству с «Холодом в июле» на вашей зрительской багажной полке находится «Большой переполох в маленьком Китае», то трудно не заметить сходство между Джимом Бобом в исполнении Дона Джонсона и Джеком Бертоном в исполнении Курта Рассела. Оба являют собой некий гипертрофированный образ современного ковбоя: самоуверенные, мачоподобные, не принимающие отказов. К слову, саундтрек к «Холоду в июле» также писался с оглядкой на мастера фильмов ужасов.
«Судная ночь 2»
Некоторые картины Джона Карпентера, такие как «Побег из Нью-Йорка» и «Чужие среди нас», содержат ярко выраженный антиправительственный и антикапиталистический посыл. Режиссер Джеймс ДеМонако подхватил этот настрой в хоррор-хите «Судная ночь» об идеальном мире будущего без преступности и войн, где один день в году можно все, и развил его в сиквеле, выведя на больший масштаб. Как и Карпентер, ДеМонако делает упор на то, что первые и наиболее хлесткие удары кнута тоталитарного режима достаются бедным и маргинализированным слоям общества. Кстати, Джеймс ДеМонако признавался, что во время написания сценария «Судной ночи 2» он постоянно слушал звуковую дорожку к «Нечто» авторства Эннио Морриконе.
«Оно»
Один из самых толковых, самобытных и умных фильмов ужасов в XXI в. позаимствовал у Джона Карпентера способность пугать зрителя не только тем, что происходит непосредственно на экране, но и тем, что за его пределами. Ведь неизвестность страшит гораздо сильнее любого монстра. Если же попытаться проследить прямую связь по части визуального стиля и атмосферы, то выяснится, что «Оно» является наследником «Хэллоуина». В довершение ко всему главную героиню «Оно» зовут Джей — в честь Джейми Ли Кертис.
«Зеленая комната»
Хотя основным жанром, ассоциирующимся с Джоном Карпентером, всегда будет оставаться хоррор, нельзя не отметить его солидный вклад в развитие экшена — взять хотя бы уже неоднократно упомянутый «Побег из Нью-Йорка» или же «Нападение на 13-й участок». Тень последнего фильма явственно легла на «Зеленую комнату» — брутальный триллер о молодых панк-рокерах, вынужденных расплачиваться за излишнюю глазастость в гримерке клуба для скинхедов.
«Омерзительная восьмерка»
Второй заход Квентина Тарантино на территорию вестерна, в отличие от более развязного и водевильного первого, оказался жестким, леденящим и пронизанным паранойей и клаустрофобией. Часть ответственности за столь резкую смену курса лежит на карпентеровском «Нечто». Как рассказывал сам Тарантино, это был единственный фильм, который он показал своей актерской команде перед началом съемок. Наибольший энтузиазм совместный кинопросмотр ожидаемо вызвал у Курта Рассела.
«Специальный полуночный выпуск»
Не стоит думать, что все творчество Джона Карпентера зиждется на крови и жестокости. Есть в его фильмографии и светлые картины, например, лента «Человек со звезды», повествующая о пришельце, который, попав на Землю, узнает, что такое любовь. Именно она послужила ориентиром для режиссера Джеффа Николса, когда он задался целью снять трогательный и душевный сай-фай, интересный зрителям всех возрастов. Его «Специальный полуночный выпуск» получился более динамичным и богатым в визуальном плане, однако по настроению этот фильм и «Человек со звезды» — сводные братья. К слову, судьба у обеих картин также оказалась схожей: высокие оценки зрителей и критиков при слабом выступлении в прокате и отсутствие окупаемости.
«Тор: Рагнарек»
Думаете, у асгардского бога и водителя грузовика не может быть ничего общего? Ошибаетесь. Постановщик самой хулиганской и отвязной части франшизы о Торе Тайка Вайтити поведал в одном из интервью, что главным источником его вдохновения был «Большой переполох в маленьком Китае». По словам Вайтити, он хотел, чтобы в «Рагнареке» Тор был похож на Джека Бертона, то есть, выглядел этаким обаятельным и харизматичным шутом, за которого публика болеет в каждой сцене. Учитывая, что в предыдущих частях главный герой представлялся серьезным насупленным воином, столь резкая трансформация была делом рисковым. Впрочем, риск себя целиком оправдал.
«Веном» (Рубен Фляйшер)
Поскольку это единственный фильм из списка, который еще не вышел в прокат, судить приходиться не по готовому продукту, а по обещаниям президента Columbia Pictures Санфорда Панича. Студийный босс заявил, что долгострой об одном из главных антигероев вселенной Marvel будет опираться на работы Дэвида Кроненберга и Джона Карпентера. Обоих постановщиков Панич величает не иначе как хоррор-иконами. И уточняет, что Кроненберг для создателей блокбастера об инопланетном симбиоте, которому для выживания обязательно нужен человек, является главным авторитетом в так называемом боди-хорроре. Карпентер же — мастер более широкого профиля, то есть, жанра ужасов в целом. Образцы для подражания выбраны действительно достойнейшие, а вот каким получится сам «Веном», пока предположить трудно.
Источник: Lostfilm.info