Ушедший 2017 год был богат на запоминающиеся картины. Некоторые из них особенно запали в душу и зрителям, и даже не склонным к сантиментам критикам.
«Стеклянный замок»
«Стеклянный замок» (США) знакомит зрителя с молодой и амбициозной девушкой Джанет, которая строит карьеру в Нью-Йорке и готовится к свадьбе. Параллельно с настоящими событиями в фильме показаны воспоминания из детства и юности Джанет, которые оказываются не такими и радужными. Она росла с двумя сестрами и братом в семье, где родителей, мягко говоря, можно было назвать «вольными художниками». Переезжая с места на место, дети не теряли надежды, что наконец-то их отец-инженер сможет перенести свои чертежи в реальность и построит для семьи стеклянный замок. Но как стеклянный замок, детские души ранимы, и травмы, пережитые в юном возрасте, откладывают отпечаток на дальнейшую жизнь. Фильм интересен еще и тем, что основан на реальных событиях по мемуарам Джанет Уоллс, а в актерском составе такие звезды, как Наоми Уоттс, Вуди Харрельсон и Бри Ларссон.
«О теле и душе»
«О теле и душе» (Венгрия) — это сюрреалистическая сказка с особенной эстетикой от венгерки Ильдико Эньеди о любви в современном мире, возникшей благодаря пересечению реальности и сновидений. Главные герои Эндре и Мария – двое замкнутых людей, работающие на скотобойне и сторонящиеся общения с другими. Неожиданно они узнают, что каждую ночь видят одинаковые сны. Поначалу это настораживает и немного пугает их, но постепенно они принимают это странное совпадение и пробуют воспроизвести сюжет своих снов наяву.
Премьера фильма состоялась в 2017 году на Берлинском кинофестивале, где картина одержала победу в основной конкурсной программе, а также получила награды ФИПРЕССИ и экуменического жюри.
«По ту сторону надежды»
В комедийной драме финского режиссера Аки Каурисмяки переплетаются две сюжетные линии. Первая рассказывает историю Викстрема, продавца рубашек, который уходит от жены, выигрывает в покер приличную сумму денег и, решив кардинально изменить жизнь, покупает ресторан. Вторая история разворачивается вокруг Халеда, беженца из Сирии, который приезжает в Хельсинки в поисках убежища. Его семья погибла, дом разрушен, в центре временного проживания беженцев царит бюрократия, вот и бежит Халед на улицы, где встречает Викстрема, который вместе со своими сотрудниками бросится в борьбу за спасение человека, бегущего от войны.
В прошлом году «По ту сторону надежды» (Финляндия) был удостоен премии «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на «Берлинале». Когда же Каурисмяки спросили, как решать вопрос с эмигрантами и почему он обращается к этой теме, он напомнил: «Мы все люди, сегодня одни вынуждены бежать, завтра — мы можем стать беженцами».
«Квадрат»
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» фильм «Квадрат» (Швеция, Германия, Франция, Дания), которую критики прозвали социальной сатирой, после премьеры в Каннах снискал немало позитивных откликов, правда, мало кто ожидал, что ему присудят главную награду фестиваля. Итак, главный герой Кристиан, куратор музея современного искусства в Стокгольме, обеспокоен сразу несколькими проблемами. Во-первых, деньгами, которые нужны музею для существования. Во-вторых, промо новой инсталляции «Квадрат», посвященной кризису доверия в современном мире. И, в-третьих, кражей телефона и бумажника, совершенной злоумышленниками.
Интересно, что идея фильма появилась у режиссера Рубена Эстлунда после работы над одноименной инсталляцией, которую тот создал, дабы напомнить людям о нашей роли как живых существ, а также о том, что мы можем брать на себя ответственность и доверять друг другу. Инсталляция «Квадрат», установленная на центральной площади города Вернаму, стал использоваться не по назначению — вместо пространства доверия и взаимопомощи незнакомых друг другу людей, здесь стали назначать встречи влюбленные, а также проходить акции. Возможно, поэтому и в фильме «Квадрат», выпущенном спустя три года, сквозит определенное разочарование Эстлунда в мире современного искусства.
«Зови меня своим именем»
Картина «Зови меня своим именем» (Италия, США, Бразилия, Франция) — это красивый, талантливо снятый фильм, в котором учтены все детали, характерные для Северной Италии 1980-х годов. Тонкую работу режиссера Лука Гуаданьино при этом сравнивают с таким же «чувственным» подходом Франсуа Озона и Педро Альмодовара. Плюс актерская игра Тимоти Шаламе и Арми Хаммера, утонченно и поэтично сыгравших гейскую любовь. Фильм не рекомендуется детям до 18 лет.
«Чудо»
Главный персонаж «Чуда» (США) — тоже герой! У Огги (сокращенное от Август) синдром Тричера Коллинза, из-за которого у него лицо не такое, как у всех, и из-за которого ему пришлось перенести более 20 операций. Чтобы уберечь ребенка от жестокости толпы, родители решили обучать его дома и растить в кругу близких и адекватных друзей. Но когда приходит пора мальчику идти в школу, мама решает отправить сына в большое плаванье под названием Жизнь. Замечательный, добрый семейный фильм с напоминанием о том, что же такое доброта и сочувствие.
«Окча»
Сатирическая научно-фантастическая картина «Окча» (Южная Корея, США) заставляет зрителя задуматься: а что мы едим? А кого? Откуда берется наша пища? К чему может привести бездумное потребительство?
Главная героиня этого фильма, маленькая Миджа, жила на ферме в горах Южной Кореи вместе со своим другом — большим и немного застенчивым животным по имени Окча. На самом деле, Окча — это не обычное животное, а «суперпорода», специально выведенная одной могущественной корпорацией для решения глобальной проблемы с голодом. Но когда компания решает забрать свою собственность обратно и перевезти животное в Нью-Йорк, девочка не готова так просто сдаться и бросить своего друга в беде. В фильме все на своем месте: и Тильда Суинтон, играющая помешанную на пиаре главу компании, и телеведущий-зоолог Джейк Джилленхол, и чудесная Ан Се Хен, собственно, — сама Миджа. Но, конечно, внимание зрителя будет приковано к этому милому, созданному с помощью технологий и таланта и воображения художников, животному, которое будет настаивать, — у него есть душа.
«Ван Гог. С любовью, Винсент»
Около 100 художников создавали каждый из 65 тысяч кадров этого фильма, причем в той же технике, в которой работал сам Ван Гог. В итоге получился уникальный образец киноискусства — первый в мире анимационный полнометражный фильм, нарисованный масляными красками на холсте, несмотря на изначальное скептическое отношение знатоков анимации к самой идее. Так как фильм биографический, в его основу были положены письма знаменитого художника, а также сами картины, которые отражали его жизнь и быт.
В 2017 году «Ван Гог. С любовью, Винсент» (Великобритания, Польша) получил главный приз на Международном фестивале анимационного кино в Анси и на Шанхайском международном кинофестивале. Картина также боролась за «Золотой глобус» в категории «Лучший анимационный фильм».
«Мама!»
Пожалуй, ни один фильм в 2017 не собрал столь противоречивые отклики у критиков и зрителей. История семейной пары, в чью идиллию врывается вихрем другая пара, а затем и их сыновья — это, конечно же, отсылки к библейскому сюжету. Он — Бог, она — мать-земля, эта пара — Адам и Ева, их сыновья — Каин и Авель. Конечно, кому-то картина «Мама!» (США) покажется полным бредом или святотатством, поэтому смотреть фильм все же лучше, предварительно почитав о нем, чтобы яснее улавливать суть символов и метафор. С другой стороны, в фильме хорошо показана опасность жертвенной роли женщины, ну, а момент, в котором героиня Дженнифер Лоуренс выкрикивает «А я — мать!», защищая своего ребенка, — никого не оставит равнодушным.
Таня Касьян, Womo.ua