Этот танец для девушки был один из способов приглядеть мужа
Кто и когда первым завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века.
Задабривали богов плодородия
По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. Хоровод для крестьянской девушки — один из способов приглядеть мужа. В хороводе и парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.
А традиции в каждом крае — свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные. В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее — и на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.
Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу. Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.
С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной — с перерывом на страду. Летом — по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа — осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.
Рисовали картины танцем
Водили два вида хоровода — орнаментальные и игровые. В первых — ни сюжета, ни ролей. Знай, ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами природы. Виделись в хороводах и узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы.
Особенность хороводов игровых — сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей, и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.
Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой». Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» — по старой памяти.
Наталья Летникова, culture.ru