Шедевр Антонио Гауди строят уже более 135 лет
Саграда Фамилия, величественный собор Святого Семейства, находящийся в Барселоне, считается одним из величайших долгостроев в мире.
Заложенный в 1882 г., грандиозный храм только сейчас приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал архитектурный гений Антонио Гауди… Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь.
Жизнь на стройке
19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. «Да проснутся спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…» С этими словами он заложил первый камень в основание будущего храма, посвященного почитанию и прославлению святого семейства. Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший вид собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой. «Традиционная готическая система — мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода», — писал Гауди. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении архитектора стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, — так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, Гауди придал внутренним колоннам спиральную форму. «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды», — писал испанский архитектор. Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора — 170 м — всего лишь на метр меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так гений хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного богом.
Архитектор стремился создать зрительный образ веры, Библию в камне, поэтому весь облик собора и каждая его деталь пронизаны библейскими символами. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них означают апостолов, 4 более высоких — четырех евангелистов, самая высокая — Иисуса Христа. Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». Скульптурные группы фасада «Рождество» изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. Второй фасад — «Страсти Христовы» — был выполнен испанским скульптором и художником Иосифом Марией Субирачесем и отличается измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа. В оформлении фасадов часто присутствует символика чисел, например, сумма по строкам, столбцам и диагоналям даёт число 33 — годы жизни Христа.
Помимо необычных форм, Антонио Гауди придавал важное значение акустике храма. Он посвятил несколько лет только тому, чтобы создать совершенную систему колоколов. Они должны приводиться в движение ветром.
По своему обыкновению архитектор не дал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя процесс возведения и реализовывая новые идеи. То, что у Гауди рождалось из головы и воплощалось в небольших чертежах и макетах, сейчас удаётся воспроизвести только с помощью компьютерного моделирования и долгого обсчёта всех нюансов.
Строительство на пожертвования
Строительство Саграда Фамилия так затянулось из-за постоянной нехватки средств: столь грандиозный проект воплощался в жизнь исключительно на пожертвования жителей Барселоны. Только совсем недавно к строительству разрешили привлечь средства инвесторов, в том числе иностранных. Сам Гауди на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: «Мой заказчик не торопится».
Так стройка пережила архитектора. В 74 года Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от своего творения. После его смерти работу над собором продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субирачеса, который сегодня возглавляет работы над храмом. Несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом.
Саграда Фамилия вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 г., добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда храм будет закончен. Сейчас Саграда Фамилия привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение стройки, растянувшейся на полтора века, планируется к 2026 г.
По материалам Lifeglobe.net