Разбитые в хлам 300 машин, комбинация реальных съемок и компьютерной графики и каскадеры, замаскированные под автомобильные кресла, — вот всего лишь несколько вещей, которыми примечательна техническая сторона восьмой части известной франшизы.
Процесс проходил под руководством режиссера второй съемочной группы Спиро Разатоса, а помогали ему координатор трюков Джей Джей Перри, супервайзер спецэффектов Джей Ди Швалм и еще 130 человек команды. Съемки проходили на Кубе, Исландии, а также Атланте и Кливленде.
Погоня в Гаване
Конечно, всю гонку в Гаване раскадровали заранее, а сыграли ее водители-каскадеры. Финал сцены, когда автомобиль Доминика загорается и грозит поджарить водителя, но тот разворачивает машину на 180 градусов и ведет ее спиной вперед — это сочетание каскадерских трюков и цифровых эффектов. Частично «огненную» сцену снимали на площадке, но та часть кадров, когда огонь разрушает лобовое стекло, — уже работа специалистов по компьютерной графике. Они же увеличили объем огня и сделали его действительно опасным на вид.
Часть экшена представили с использованием цифровых автомобилей, чтобы сделать действие более динамичным.
Кроме того, во время съемок сцены гонки по пятикилометровой эспланаде Малекон, расположенной на северном пляже Гаваны и известной видами огромных волн, разбивающихся о камни, море было спокойным. Поэтому художникам студии пришлось имитировать волны на компьютере.
Украсть «Глаз бога»
Сцена похищения секретного устройства и погони снималась на фоне светодиодных телепанелей, которые отбрасывали на актеров интерактивный свет. Фон снимали на специальном полигоне, предназначенном для обучения спасателей. Это бывший завод по производству снарядов в Джорджии, где специально сохранили разрушенную индустриальную среду. Здесь спецэффектники поставили десять факелов, извергавших горючее со скоростью почти кубометр в минуту.
В других фильмах серии подобные сцены снимали на локации, но в данном случае было сложно собрать всех актеров вместе одновременно, поэтому исполнители отыгрывали свои сцены в павильоне.
Реальность в приоритете
Использование реальных машин остается главным принципом франшизы. Команда в 130 человек работала над созданием многочисленных ригов на трех континентах. «Это самый большой бюджет, с которым мы когда-либо имели дело, — говорит супервайзер спецэффектов Джей Ди Швалм. — Объем и масштаб экшен-сцен не укладывается ни в какие рамки, вряд ли на каком-то проекте было сделано нечто подобное».
Для имитации движения автомобиля по разного рода покрытиям был построен гидравлический риг. «Даже самым лучшим актерам придется нелегко, если они просто будут сидеть в кресле, — говорит Майкл Вассель. — Если мы сымитируем скоростное движение по дорожному покрытию с помощью гидравлики, мы сможем передать стоящему в студии автомобилю гармоничные и естественные вибрации, и актеру будет проще изображать экшен-сцены».
Инновационный риг с использованием четырех гидравлических стоек с небольшими панелями сверху, на которых и были закреплены колеса машины, был собран в павильоне. При необходимости скоростные цилиндры могли поднять колеса над землей на высоту одного метра за доли секунды.
В создании рига команде помогал Майк Везина, у которого был огромный опыт работы с подобными конструкциями (например, он создавал землетрясение в фильме «2012»).
Съесть авто на ужин
Возможно, вы будете удивлены, но огромный шар, раскидывающий автомобили во время сцены похищения секретного устройства, — это реально отснятый материал. Джей Ди Свалм сварил трехметровый 15-тонный полый шар из колец разного диаметра толщиной в 3 сантиметра. Эта сфера, разогнанная до скорости 80 км/ч, и разбивала автомобили, едущие ей навстречу при помощи системы тросов. С автомобилей, конечно же, предварительно сняли двигатели.
Группа спецэффектников потратила две недели на подготовку этого трюка. Они подвесили этот шар на два 60-метровых троса с 650-тонного крана. Две 300-метровые системы тросов дополнительно уравновешивали возможное движение крана с обеих сторон 50-тонными противовесами. Группе также пришлось рассчитать всю хореографию движения машин в 19-метровой зоне столкновения с шаром. Это было организовано с помощью еще одной системы тросов, которую сам шар и активировал, преодолевая определенные точки пути.
«У нас был пневматический крюк, который отстегнулся в нужный момент, — объясняет Швалм, — и наша сфера просто съела предложенные ей автомобили на ужин, начиная с первого, оказавшегося в момент удара прямо под стрелой крана».
Эту сцену сняли за один дубль несколькими камерами.
Автомобильное столпотворение на улицах Нью-Йорка
Еще одна интересная сцена была поставлена на улицах Нью-Йорка с использованием сотни «автомобилей-зомби». В каждом кадре отснятого материала было по десятку реальных автомобилей. Съемки этих сцен проходили в Кливленде. Съемочная группа отказалась от радиоуправления, поэтому в каждом авто был водитель, правда, он сидел, одетый в… спинку переднего сиденья, пока камера снимала пустое водительское кресло.
Для создания дождя из машин команда нашла три гаража, которые согласились участвовать в этой авантюре. Проблема в том, что все они находились над метро, которое в Америке расположено довольно близко к поверхности. Существовала большая вероятность, что перекрытие окажется поврежденным и машина свалится на рельсы идущего под землей состава. Поэтому команде фильма пришлось покрыть площадь перед гаражом металлическими листами, раскрасив их под асфальт. Все машины должны были врезаться в землю в разное время, чтобы обезопасить метро. А режиссер хотел видеть по семь машин в воздухе одновременно. Но кинематографисты рассчитали время падения каждой группы машин так, чтобы уложиться в требования обеих сторон. Этот бедлам снимали 20 камер.
Каскадерский трюк с участием автомобилей, когда Летти пытается остановить Доминика с помощью гарпунов, также поставили в Кливленде. Конечно, конструкции автомобилей были усилены дополнительными металлическими стойками. Все машины завернули в тросы, как игрушки йо-йо, — по два троса на каждый. Шины автомобилей, которые должен был тащить «плимут» Доминика, были одеты в специальный пластик, легко скользящий по асфальту.
На съемочной площадке все тросы были прицеплены к шасси автомобилей, что не выглядело так зрелищно, как в финальном кадре.
Крутая компьютерная графика
В конце концов, семейство воссоединяется на военной базе на побережье Берингова моря. Вторая съемочная группа снимала трюки и экшен-сцены зимой 2015-2016 годов в Исландии и в пригороде Рейкьявика. Частичные декорации базы построили в Атланте. После чего команда Digital Domain создала всю среду в компьютерной графике и объединила все локации в единый ансамбль.
А вот для создания ядерной подлодки пришлось потрудиться. Интернет принес много материала для референсов, но этого было недостаточно. «Мне пришлось выписать модель лодки из Европы, — говорит супервайзер студии Digital Domain Джей Бартон. — Когда посылка прибыла, лодка оказалась всего 12 см в длину. Крошечная модель! Но даже она очень помогла. Сама возможность покрутить ее в руках — большое подспорье в деле создания убедительных цифровых эффектов!»
Весь экшен на льду снимали на застывшем озере Миватн на севере Исландии. Чтобы перемещение автомобилей относительно друг друга было правильным, художникам пришлось менять их местами, ротоскопируя из отснятого материала. Студия получила подробные фотографии всех участвовавших в съемке автомобилей, а также их лидарные сканы (сканирование ультразвуком или лазером, дающее 3D-изображение). Это позволило сделать точные модели всех транспортных средств для последующей анимации в полностью компьютерных сценах.
Танк также воссоздали при помощи компьютерной графики. Однако в отдельные моменты действия он потребовал ручной анимации, потому что его гусеницы могли делать нестандартные вещи, которые не мог передать анимационный риг.
Кроме того, художникам студии пришлось дорисовывать снежную среду, обсыпать трехмерные автомобили цифровым снегом и сыпать его на их пути, устраивая сугробы.
Феерия взрывов
По сюжету, подлодка пробивала лед и всплывала на поверхность, разбрасывая автомобили. Часть этих кадров — реально отснятые трюки с пиротехникой и машинами.
Съемочная группа нашла на локации в Исландии замерзшую лужу. «Когда мы искали локацию, это была большая дыра в земле, — рассказывает Джей Ди Швалм. — Фермер, которому принадлежит эта земля, летом набирал в нее сточную воду, зимой водоем превращался в каток. В этом искусственном озере не было рыбы, так что мы могли спокойно использовать динамит».
Сначала специалисты измерили толщину льда и рассчитали требуемую мощность зарядов. Они использовали нитрат аммония. Четыре 20-килограммовых заряда были расположены на расстоянии 6 метров друг от друга. Заряды положили в герметичные бочки и закрепили их на глубине 4,5 метров подо льдом с помощью тросов и мешков с песком. Взрывателем служили динамитные шашки.
Пять участвующих в сцене автомобилей отбуксировали на место с помощью тросов. Когда водитель буксира оказался в безопасности, а его груз был на нужной отметке, Швалм нажал на кнопку детонации зарядов. «Я бы ни за что не отдал этот пульт кому-то еще! — говорит он. — Сначала взрыв выгнул лед и подкинул машины на 30 метров в воздух, что нам и было нужно — это создавало иллюзию полукруглой лодки, пытавшейся взломать лед снизу. Потом газ от нитрата аммония взломал лед. Это создало иллюзию того, что лодка, наконец, прорвалась наверх. И финальный эффект — падение воды в создавшееся пространство — имитировал падение лодки назад в водоем. Оставалось только нарисовать там лодку».
Но при изучении всех доступных материалов оказалось, что подъем подлодки, особенно во льдах — очень медленный и тонкий процесс. А в данном случае субмарина прорывалась сквозь лед на скорости 100 км/ч! Это была очень сложная сцена, потому что любое изменение рельефа лодки, угла ее выхода и скорости движения кардинально и непредсказуемо изменяло симуляции. «Нам нужно было найти определенные размеры обломков льда и скорость их движения, чтобы воспроизвести вес всех объектов», — говорит супервайзер студии Никос Калайтцидис.
Финальный взрыв, когда Дом направляет свой автомобиль мимо лодки, обманывая таким образом самонаводящийся заряд, создавали с помощью изопропилового спирта. После него не остается никаких химикатов — этого требовали экологи. И команде пришлось вычистить за собой весь лед от мусора. Кстати, полет машины мимо лодки в этой сцене был каскадерским трюком. Машина взлетела с трамплина, но она должна была повернуться в воздухе — этого добились с помощью троса.
Надежда Маркалова,
tvkinoradio.ru