Люди мечтали о полетах с незапамятных времен, но только в кино человек способен летать, как ангел. И в этом ему помогают тросы.
Конечно же, их использовали задолго до возникновения кинематографа — в театре и цирке, но в кино трос особый — невидимый.
Фортепианные струны
Одним из первых кинематографистов, использовавших тросы в своей работе, был Жорж Мельес. Его актрисы летали над сценой еще в начале XX века. Вместо тросов в те времена (и довольно долго) использовали фортепьянные струны (piano wire). Их не видно в кадре, особенно если покрасить в нужный цвет и правильно осветить. Однако струны требовали особого подхода — они выдерживали довольно большой вес, если техники их нагружали постепенно, но при слишком резкой нагрузке могли и лопнуть. Тем не менее, многие десятилетия фортепьянные струны были главным инструментом Голливуда в создании иллюзии полета. Например, 16 струн держали положенный на металлические полоски ковер-самолет в фильме «Багдадский вор» 1924 года. Они же оживили летучую мышь, осьминога и прочих тварей, с которыми сталкивается персонаж картины.
Не обходилось и без трагедий. Например, в музыкальном фильме «Али Баба едет в город» в 1937 году во время репетиции сцены с ковром-самолетом техник, который должен был следить за мотором, управляющим движением ковра, отвлекся. В итоге мотор наехал на установленный на тросе ограничитель, трос лопнул, а мотор упал вниз, убив человека, вызвавшегося «отыгрывать» роль Али Бабы на репетиции. После этого сцену полета с актером Эдди Кантором не решались снимать до самого конца съемок.
Скрывали, как могли
Невидимые камерой тросы были основным инструментом кинематографистов до прихода цифровой эры. Приходилось думать, как спрятать устройство. Например, в фильме «2001: Космическая одиссея» актера, «отыгрывающего» невесомость, снимали снизу, тогда как кабель спрятали позади него. Эту же систему применял в своих космических фильмах еще Павел Клушанцев.
Но тросы — не единственные устройства, используемые для создания иллюзии невесомости. В ход шла и металлическая штанга, тоже державшая актера сзади. Такое устройство использовали, например, на съемках дилогии «Москва-Кассиопея» Ричарда Викторова. Более толстые и видимые тросы приходилось прятать, иногда даже прибегая к весьма сложным оптическим методам маскирования. Например, на съемках одной из сцен фильма «Тарапунька и Штепсель под облаками» трос скрывали специальным отражающим инфраэкраном, что позволило потом впечатать в кадры фон, закрыв и трос.
С приходом в кино компьютера необходимость прятать тросы во время производства отпала. Операторам пришлось привыкать к новым условиям работы. Например, на съемках сцены с прыжком Терминатора на мотоцикле в картине «Терминатор 2: Судный день» трос впервые не нужно было прятать. Джеймс Кэмерон даже предложил покрасить его в ярко-оранжевый цвет, чтобы трос был четко виден для последующей обработки на компьютере. Но оператор Адам Гринберг этому воспротивился — ему было непривычно, ведь предыдущий опыт работы подсказывал, что трос нужно покрасить в синий — цвет неба. Это был первый случай стирания троса при помощи компьютера (для возвращения фонового изображения в ILM была написана программа) и восстановления лица актера вручную — покадрово. Позже с появлением новых материалов тросы стали тоньше, и убирать их на этапе постпродакшна стало проще.
Риги для «Гравитации»
Одним из самых сложных случаев стирания тросов из кадра можно считать сцену из фильма Кристофера Нолана «Начало», где персонаж Джозефа Гордона-Левитта видит спящих в номере отеля коллег в невесомости. На съемках люди лежали на специальных креслах, поддерживаемых металлическими стержнями снизу, а тросы обеспечивали невесомость висящих в воздухе предметов реквизита. Камера в этой сцене двигается, и тросы пересекают лица и другие важные объекты в кадре. Специалист по компьютерной графике потом работал над кадром 3 месяца, удаляя тросы, восстанавливая задний план и лица актеров. Кстати, именно поэтому у актрисы Эллен Пейдж волосы убраны в тугой комок — кинематографисты не могли себе позволить возиться еще и с волосами девушки в невесомости. Кстати, шнурки на ботинках мужчин были сделаны из проволоки и поэтому могли торчать в произвольном направлении.
Еще один интересный кадр с тросами был тот, в котором персонаж Джозефа Гордона-Левитта складывает своих спящих коллег в один «букет» и везет его к лифту. Этот кадр снимали вертикально, тросы проходили сквозь дверь вверху и выше — прорезь в декорации. Вместо людей на тросах висели куклы, сделанные по слепкам с актеров. Но тросов все равно было слишком много, и при их удалении пришлось восстанавливать не только лица, но и замятую ими одежду.
Сегодня из кадра можно убрать не только тросы, но и целую систему поддержки актера. И примеров, когда для фильма создают специальные риги, позволяющие актеру вращаться в полете, — масса. Но старые добрые тросы все еще в игре. Например, для фильма «Гравитация» был придуман уникальный риг с тросами, позволявший актрисе полностью имитировать условия нулевой гравитации. Дело в том, что в невесомости человек не использует свои мышцы во время парения. Но в земных условиях актерам приходится удерживать ноги и руки в нужных позициях с помощью мышц, которые напрягаются и выдают наличие тяготения. Альфонсо Куарон хотел полной правдоподобности в кадре, поэтому был сделан риг, позволявший актрисе полностью расслабиться.
Впрочем, для съемки этого фильма придумали не только риг с тросами — для имитации полета в невесомости была сконструирована целая система, состоящая из видеокуба из светодиодных экранов, специальной люльки для актеров и особого роботизированного операторского крана. Комплексная работа крана, люльки и экранов, обеспечивавших съемочную группу интерактивным светом, позволила снять быстрые вращения актеров в космосе.
Сегодня, помимо тросов, на съемках применяют и специальные риги, позволяющие актеру вращаться вокруг вертикальной оси, будучи подвешенным за бедра (в центре массы). Это помогает воспроизвести движения человека в невесомости. Такой риг использовали, например, в фильмах «Игра Эндера» и «Живое». Также тросы применяют в любых сценах, когда персонажи падают или их отбрасывает взрывом — так трюки проще контролировать и обеспечивать безопасность каскадеров.
Надежда Маркалова, Tvkinoradio.ru