На АЭС “Фукусима-1” самую опасную работу делают мужчины, нанятые японской мафией — якудзой.
Как пишет Sueddeutsche Zeitung, некоторых принуждают к этому, потому что у них перед якудзой якобы есть “серьезные долги”. Это говорит Томоиро Судзуки, журналист, летом сам инкогнито работавший разнорабочим на разрушенной АЭС. По словам автора статьи, “преступные организации действуют как посредники и получают за это вознаграждение: чем опаснее работа, тем выше оплата”. Якудза когда-то вышла из банд, организовывавших нелегальные азартные игры, и групп странствующих торговцев. Они добывали прибыль с помощью проституции, торговли наркотиками, нелегальных тотализаторов, азартных игр, рэкета, ростовщичества и выбивания долгов. Первый антимафиозный закон Японии, принятый в 1991 году, вынудил группировки выйти на легальный рынок, в первую очередь в сферу недвижимости, а в последнее время — финансовую сферу, в инвестиционные фонды.
Агентства по трудоустройству, посылающие работников на АЭС, легальны. Членство в банде якудза само по себе в Японии не запрещено, группировки, называемые “гуми”, тоже разрешены законом. В данный момент полиция насчитывает 78 тыс. 600 членов якудзы и 22 гуми. До сих пор эти гуми содержали официальные офисы. Новое указание, постепенно введенное во всех префектурах, требует от частных лиц и организаций не вести дел с якудзой.
Почему мирное японское общество терпит якудзу? По словам журналиста Ацуси Мидзогути, это можно объяснить кодексом чести мафии и ролью, которую она играла раньше. Члены якудзы клянутся не насиловать, не воровать и не совершать грабежей. Раньше они иногда давали полиции советы и выдавали ей мелких преступников.
Однако благородный образ якудзы — миф. Тем не менее, по словам Мидзогути, некоторые люди еще верят в то, что в случае кризиса якудза будет вести себя патриотично. После цунами 2011 года якудза прислала много грузовиков с вещами первой необходимости, стоимость которых газета “Сэнтаку” оценила в 400 тыс. евро. После этого легальные фирмы мафии агрессивно пытались получить заказы по устранению отходов. Кроме того, со слов журналиста Джейка Адельстайна, одного из лучших специалистов по якудзе, полиция при выборе между организованной и неорганизованной преступностью предпочитает последнюю, потому что ее проще контролировать.
Многие из “атомных цыган”, кочующих с АЭС на АЭС для выполнения ремонтных работ, много лет подряд поставляются агентствами якудзы. Раньше одним из самых суровых наказаний для представителя якудзы, нарушившего обет верности, было рабство на траулере по ловле тунца. Сегодня это “Фукусима”. По словам Адельстайна, цитирующего члена якудзы, женщины в безвыходной ситуации идут в секс-индустрию, мужчины — на АЭС.
Американский журнал New Yorker писал, что в бухгалтерии инвестиционного банка Lehman Brothers при его крахе в 2008 году значились гнилые кредиты от якудзы на сумму 350 млн. долларов, а Citi Bank из-за якудзы потерял 700 млн. долларов. Сообщается, что якудза сегодня пытается внедрить людей в солидные фирмы и вербует людей из финансового сектора.
В случае с концерном “Терсо”, оператором “Фукусимы”, полиция закроет на все глаза: кто-то же должен убирать АЭС после аварии, пишет «Русская реклама».