Виталий Петрухин – известный российский дрессировщик со стажем в 40 лет. Начав свою карьеру с дрессировки бегемотов и слонов, он постепенно перешел на кошек, в особенности львов. За свои 57 лет жизни Петрухин воспитал 99 хищников. Юбилейный – сотый будет скоро. Последние его воспитанники – пара месячных львят, которых он отдал заказчику всего месяц назад. Виталий занимается лишь тем, что растит в домашних условиях хищных животных на заказ.
— Многие мои «воспитанники» сейчас живут в зоопарках, выступают в цирках. Некоторые работают вместе с Запашными, — говорит Виталий Иванович. – Ведь воспитать льва непросто. В этом нелегком процессе существует множество нюансов. Например, если между львом и дрессировщиком хотя бы раз был конфликт, то 99%, что этот конфликт повторится снова. И это не говоря о том, что и сколько животное ест.
Виталий Петрухин практически не применяет в воспитании львов «кнута», по крайней мере, его доля куда меньше, чем доля «пряника». Так, все львы и тигры, которые воспитывались Петрухиным, не жили в клетках. Это послужило причиной многих забавных ситуаций. Несколько раз отметился один из любимых воспитанников – лев по кличке Лорд.
— Друзья городские случай из жизни рассказывали. Вот представьте себе, стоите вы в пробке, — рассказывает друг Виталия, фотограф Сергей, — поворачиваете головой вправо-влево, и тут сбоку подъезжает машина. На её заднем сиденье сидит этот лев, такая здоровая морда торчит из бокового заднего стекла и облизывается. Сначала и не поймешь, что лев, подумаешь – собака. Тут же получаешь ощущение туристов из фильма «Полосатый рейс».
Жил Виталий Иванович вместе с Лордом в окрестностях Лаго-Наки. Целых восемь месяцев со львом в одном доме посреди леса!
— Ходил со мной по горам, развивался, рос, — поясняет Виталий Иванович. – Не было ни рахита, ничего подобного. Все восемь месяцев нормально жили в естественных условиях. Иногда туристов встречали. Те, естественно, были шокированы появлением льва на адыгейском просторе.
Лорд вместе с хозяином гостили одно время и в Краснодаре, в частном доме у сестры Виталия Ивановича на улице Школьной. Там лев был в роли домашнего кота, который гулял по двору. Прохожие поначалу пугались, но потом, узнав о мирных намерениях Лорда, просились зайти, погладить животное, сфотографироваться с ним. Все это, разумеется, с позволения Виталия Ивановича.
— Все зависит от вожака, то есть от меня. Хищник мне подчиняется, он так воспитан. Он может уйти из-под контроля в отсутствие вожака, но при мне – никогда. Лев может, играя, переигрывать, но за этим нужно внимательно наблюдать.
Там же, в Краснодаре, однажды произошел случай, который заставил понервничать полицейских. Женщина купила землю по соседству с сестрой Петрухина, хотела построить дом. Наведывалась она туда редко, если только «на шашлыки». В один из располагающих к этому дней она нашла на своем участке развалившегося в траве восьмимесячного льва, который весьма приветливо встретил хозяйку. Несмотря на нежный возраст, животное выглядело внушительно. Как оказалось, Лорду эта встреча не сулила взаимности.
Вызванные стражи порядка сами испугались, но все-таки обнаружили, откуда ноги растут. Лев принадлежал Виталию Ивановичу. Потому зверь и оказался таким благовоспитанным.
— Посмотрите, какой он ласковый! — приговаривал Виталий, гладя Лорда, который почти по-кошачьи мурлыкал и обнимал за шею хозяина. — Это же мой ребенок. Знаете, какой он умный. Дело в том, что у сестры двор забетонирован, а на соседском участке — травка, птички щебечут. Вы не представляете, с какой тоской Лорд смотрел на этот райский уголок. Вот мы и решили привязать его к дереву, чтобы он на травке сочной понежился. Кто ж знал, что соседка приедет.
В особенности теплыми получаются рассказы Виталия Ивановича об отношении его воспитанников к детям. Ведь малышей прямо тянет к животным из книжек-раскрасок из детской литературы.
— В 1986 году я жил в Москве. В квартире в Сокольниках вместе со мной размещались пес, лев и медведь Кеша. Мы с ними гуляли в парках, выступали вместе. После одной из прогулок, часов в 11 вечера, ко мне в квартиру постучали. Животные к этому времени уже спали. Открыв двери, я увидел маленького мальчика с конфетой в руках, за спиной которого стояла пожилая женщина. Видимо, бабушка. Мальчик буквально до слез хотел покормить Кешу. Зная темперамент моих животных, я согласился отвести ребенка к медведю. Кеша съел конфету, вылизал руку мальчика буквально добела. Ребенок был счастлив.
У самого Виталия Ивановича есть четырехлетняя дочка. Он рад, что его ребенок живет рядом с животными. Почему? Да потому что общение с выдрессированными животными доставляет только удовольствие.
— Главное – играя, не переигрывать, — уточняет Петрухин.
Единственной работой Виталия является выращивание кошек. Другой занятости у него нет. Это и хорошо, когда работа в сладость.
— Вот у меня львица рожает, с первого дня я её деток начинаю воспитывать, кормить. Потом отдаю другим дрессировщикам.
Недавно, Виталий Иванович навестил Лорда, с которым не виделся почти четыре года. Когда льву было год и два месяца, его отдали в сафари-парк в Геленджике, где он живет по сей день.
— Я, конечно, волновался. Вроде бы старый друг, но вроде бы и взрослый хищник. Но когда я посмотрел ему в глаза, я все понял. Лорд меня вспомнил. Сотрудники парка говорили, что люди так не встречаются. Лорд положил мне на плечи свои лапы, прижал к клетке и начал облизывать. Я думал, он меня сквозь прутья выдавит. Представьте, трехсоткилограммовая туша. А в парке говорили, что таких отношений между львом и дрессировщиком не бывает.
Александр Полозов,
«Кубанский репортер»