Топ-100

Мертвеющий океан: В водах без кислорода гибнет все живое

В ХХ веке ученые стали обнаруживать в Мировом океане так называемые мертвые зоны, которые настолько бедны кислородом, что все живое в них гибнет – как животные, так и растения. По словам исследователей, при отсутствии кислорода в таких водах очень велико содержание токсинов, растворенных парниковых газов и различных химических загрязнителей.

Несгибаемый моллюск

На сегодня известно о 405 мертвых зонах, общая площадь которых составляет 245 тысяч квадратных километров.

Однако заметить, что какая-то область океана становится непригодной для жизни, очень трудно. «Как правило, такие изменения видны только тогда, когда из прибрежных вод исчезают ценные рыбные запасы», – говорят ученые.

Крупнейшей на сегодня мертвой зоной является Балтийское море, недалеко от него ушел и Мексиканский залив в США. Например, в Балтике жизнь практически невозможна, так как это море почти закрытое, соединенное единственным проливом с Северным морем, в результате чего водообмен в нем сильно затруднен.

Также активный рост зон наблюдается и в Персидском заливе. Кроме того, зоны с низким содержанием кислорода были обнаружены у берегов Калифорнии и Орегона, в Тайване, Испании и некоторых фьордах Норвегии.

Единственное существо, которое может жить и даже процветать в условиях кислородного голодания, – это двустворчатый моллюск мерценария.

Естественно, ученые заинтересовались, как это ему удается. И выяснили, что при небольшом снижении кислорода в воде три вида двустворчатых моллюсков начинаются развиваться с большей скоростью, так как уменьшается число хищников, поедающих этих моллюсков (морских звезд, рыб и крабов). Однако при сильном снижении кислорода в морях могут выжить только мерценарии, причем этот вид действительно процветает в условиях мертвых зон. По словам ученых, логически объяснить такое «поведение» мерценарии нельзя. Так что, моллюск загадал биологам трудную загадку.

Все дело в удобрениях

Причин появления мертвых зон в океане океанологи видят несколько. Они полагают, что основными катализаторами их возникновения являются минеральные удобрения, такие как азот и фосфор – ведь когда эти вещества попадают через реки в океан, они способствуют активному росту водорослей, которые, умирая, провоцируют возникновение донных бактерий, поглощающих кислород. Такая ситуация не позволяет в мертвых зонах обитать рыбам, другим морским растениям и организмам.

Эта версия похожа на правду, так как больше всего океан вымирает возле берегов, где расположены большие сельхозугодья. Из их стоков удобрения попадают в реки, а потом и в океан.

Цикличность – причина всего

Есть и иные точки зрения на возникновение мертвых зон в океане, не связанные с деятельностью человека. Например, швейцарский ученый Самуил Жаккара рассказал, что подобное уже происходило на планете 20 тысяч лет назад. Тогда на Земле наблюдались сходные настоящим климатические условия и процессы. Исследование на примере последнего ледникового периода, случившегося на Земле примерно 10-20 тысяч лет назад, показало, что каждый раз, когда глобальная температура в ходе естественных циклов повышалась, вода в океане теряла содержание кислорода. Ученые предсказывают, что в ближайшие века глобальная температура снова возрастет не менее чем на 2 градуса в связи с изменением климата. Доктор Жаккара предполагает: «Если температура в ближайшие 100 лет действительно будет повышаться, зоны кислородного минимума будут увеличиваться в объеме, а общая концентрация кислорода в океане будет снижаться».

По его словам, океан является очень тонко сбалансированной экологической системой, которая сама справится с любыми катаклизмами, вызванными колебаниями в рамках естественных циклов. Главное, чтобы на естественные изменения трагическим образом не наложились разрушительные действия человека.

Во всем виноваты вулканы

Но и это еще не все. Родилась и третья гипотеза. Так, американские ученые обнаружили, что наплыв питательных веществ, случившийся 250 млн. лет назад, привёл к нехватке кислорода в Мировом океане, в результате чего жизни было чрезвычайно трудно возродиться из-за пермского массового вымирания, выкосившее 90% морских видов.

Страдавший гипоксией океан напоминал современные мёртвые зоны.

Принято считать, что вымирание на границе перми и триаса стало результатом вулканической деятельности там, где сейчас находится Сибирь. В атмосферу были выброшены огромные объёмы углекислого газа. После этого жизнь восстанавливалась необычайно долго — около пяти миллионов лет. Катя Мейер из Стэнфордского университета (США) и её коллеги считают, что ответственность за это несут крошечные фотосинтезирующие организмы (бактерии и, возможно, водоросли), о деятельности которых можно судить по месторождениям известняка на морском дне.

Вот один из гипотетических вариантов развития событий, которые, кстати, очень напоминают современные процессы. Рост атмосферной концентрации углекислого газа вызвал кислотные дожди, которые разъели наземные породы. Питательная пыль (в частности фосфорная) затем смывалась в океан. Этими веществами «заправлялись» упомянутые микроорганизмы, жившие на морской поверхности. После того как они умирали и опускались на дно, их разлагающиеся останки поглощали кислород из воды. Некоторые к тому же выделяли сульфид водорода, так что, в итоге, океан стал еще и сернистым.

К счастью для более крупных морских организмов, это не могло продолжаться вечно. После того как вулканы перестали накачивать атмосферу углекислым газом, его концентрация снизилась, и поступление питательных веществ в океан ослабло. Одновременно они изымались из оборота по мере гибели и опускания органики на дно, пока океан не вернулся к нормальным показателям.

Правда, биологи все же склоняются к тому, что мертвые зоны – результат разрушительной деятельности человека. И предупреждают, что, если не остановиться сейчас, океан может умереть, а оживет он очень нескоро.

Подготовила Анна Попенко,