Топ-100

Новорожденная светило-загадка

Уже несколько лет астрономы наблюдают за солнцеподобной звездой V1647 Orionis, которая вызвала к себе интерес своей необычностью. Дело в том, что это светило считается то ли протозвездой, то ли новорождённым. Учитывая, что V1647 по расчётам всего 100 тыс. лет, запутаться несложно. Уточним, что возраст у этой звезды, будь она человеком, равнялся бы секундам и десяткам секунд, поэтому пока она на переходном этапе.

Заинтересованность ученых объясняется вот еще какой причиной. Несколько лет назад появилась гипотеза о том, что протозвёзды образуются из окружающего газа не при помощи постепенного поглощения последнего, а посредством «большого глотка» — скачкообразного увеличения массы при одномоментных захватах относительно больших кусков вещества из протопланетного диска. Кажется, новорождённая подтверждает эту теорию, отмечает Сompulenta.ru.

Свежие наблюдения показали, что на поверхности новорождённой наличествует пара пятен, разогретых до температуры более чем в миллион кельвинов. В свою очередь, эти пятна порождают активное рентгеновское излучение. Кстати, теория, выдвинутая американскими астрономами Дэвидом Вайнтраубом и Джоэлем Кастнером, предсказала такие пятна на лике образующихся светил ещё несколько лет назад.

В 2004 г. V1647 стала видна в земные телескопы из-за резкого (в несколько сот раз) увеличения яркости. До этого звезда из тёмного облака газа и пыли в районе Туманности Макнейла астрономам не показывалась — как и туманность, в которой она находилась.

Открытие звезды на стадии рождения — исключительно редкое событие. В прошлом веке, к примеру, его удавалось наблюдать всего несколько раз. А потому теперь для наблюдения были использованы сразу и обычные, и инфракрасные, и радио-, и даже рентгеновские телескопы. Это позволило выяснить, что вспышка в видимом диапазоне совпала по времени с яркими пятнами в рентгеновском диапазоне на поверхности. Иными словами, речь шла о двух сторонах одного процесса.

Считается, что сильное рентгеновское излучение от звезды может быть порождено её вращением и конвекцией плазмы из недр к поверхности. Однако эти механизмы не могли объяснить столь интенсивного излучения, которое было зарегистрировано в случае с V1647. Но, как уже было сказано выше, ещё до этого Вайнтрауб и Кастнер предсказали такой эффект: при неспокойном, скачкообразном наборе массы протозвезда получает значительные куски протопланетного диска, падающего на неё в «комках». В местах падения плазма идёт вдоль магнитных линий, разгоняется и разогревается до значительных температур, достигающих миллионов кельвинов.

Всего пару десятков лет назад научное сообщество считало, что протозвёзды образуются постепенно, захватывая материал, медленно падающий на них из окружающего газопылевого диска. Правда, сомнения в такой картине были давно: модели, построенные на этих предположениях, всё время спотыкались о неравномерность увеличения яркости молодой звезды, причём вне зависимости от протекания в ней термоядерных реакций.

Когда в 2008 г. V1647 выдала новую вспышку, астрономы были готовы к всесторонней фиксации произошедшего. И вот что выяснилось после нескольких лет анализа полученной информации: потоки плазмы падают на звёзды в двух точках, примерно соответствующих магнитным полюсам, где отталкивающее воздействие магнитного поля звезды минимально.

Само явление (два ярких пятна) позволило замерить скорость вращения новой звезды. Правда, результаты получились странными: скорость вращения V1647 равна земным суткам. Вращение не просто быстрое (Солнце делает один оборот вокруг оси более чем за 25 дней), а самоубийственно быстрое. Будь её период вращения 20 часов — она гарантированно была бы разорвана центробежными силами. До сих пор наблюдавшиеся молодые звезды вращались за 5–10 дней и соответствовали возрасту в 1 млн. лет. Источником этой скорости является захват материи протопланетного диска, который, таким образом, протекает на пределе возможного, значительно быстрее, чем это предполагалось классической теорией звездообразования.
Столь «быстрое питание» может обеспечить только теория поступления газа в сгустках, а означает оно, что сроки формирования звёздных систем чрезвычайно малы.

По словам астрономов, несмотря на вытекающее из наблюдений прояснение механизма формирования звёзд, особенности дальнейшего замедления вращения остаются неясными, точнее — просто загадочными.

Таким образом, V1647 — самая быстровращающаяся солнцеподобная звезда, известная человечеству. Её замедление до «привычных» показателей должно обеспечиваться механизмами, которых мы просто не знаем.

Comments are closed.