Арно Бабаджанян: влюбленный в жизнь

0
Со дня рождения композитора исполняется 100 лет
По его собственному признанию, мелодии звучали у него в голове, а ему лишь оставалось выразить их на листе бумаги.
Воспевая любовь, радость и грусть
22 января считается днем рождения Арно Бабаджаняна. А почему считается? Потому, что в действительности маэстро родился днем раньше – 21. Однажды мальчик пришел из детского сада и сообщил родителям, что к ним приходил некий «дядя» и просил детей что-нибудь спеть. Маленький Арно старался, как мог, за что получил от этого «дяди» совет – заняться музыкой. Оказалось, что пение пятилетнего мальчика очень заинтересовало самого Арама Хачатуряна. Арно тут же приняли в музыкальную школу. Стоит заметить, что среди его близких профессиональных музыкантов не было, хотя отец Арутюн Бабаджанян хорошо играл на флейте.
В 16 лет Арно отправился в Москву, где его сразу взяли на последний курс престижного музыкального училища имени Гнесиных. За эту поездку Бабаджанян тоже благодарил Арама Ильича, который вовремя заметил в молодом даровании великого симфониста. Настоящим событием стала защита Бабаджаняном диплома. В экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги – Яков Флиер, Александр Гольденвейзер и Генрих Нейгауз. Кроме произведений классиков, необходимо было сыграть свое собственное творение. Арно представил на суд выдающихся пианистов произведение в стиле Александра Скрябина. Члены жюри дослушали его и уточнили, что надо исполнить что-то свое, на что музыкант ответил, что как раз это и сделал. Экзаменаторы были в шоке, ведь они досконально знали творчество Скрябина и работу молодого Бабаджаняна приняли за его музыку.
Конечно, тогда никто из преподавателей или друзей Арно и представить себе не мог, что славу композитору принесут не симфонии, а песни. И уже ранние его песенные опыты убедили Бабаджаняна в том, что такой жанр совсем не прощает поверхностного отношения к себе. Как раз наоборот, композитор-песенник должен работать с полной творческой самоотдачей, как и при сочинении «серьезных» форм. Арно Бабаджанян позже говорил, что в песенном жанре он не пытается сделать каких-то открытий, напротив – он пишет о простых человеческих эмоциях, воспевает любовь, радость и грусть.
Триумвират
Близкие и друзья говорили об Арно, что это был влюбленный в жизнь человек. «В нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости», — так о композиторе написал поэт Андрей Дементьев.
В 32 года Арно Бабаджанян заболел: врачи поставили диагноз белокровие. Вопреки провидению, со страшным диагнозом гениальный композитор прожил ровно три десятка лет. Огромную роль в этом деле сыграли необыкновенная жизнерадостность самого маэстро, грамотное лечение одного из светил французской медицины и, безусловно, Тереза Оганесян – супруга и ангел-хранитель композитора.
Со своей будущей женой Арно Бабаджанян впервые встретился в 1945 году. Студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что играл он, как бог. Именно этой девушке суждено было стать музой великого композитора. Талантливая пианистка, которой пророчили большое будущее, пожертвовала собственной карьерой и всецело отдала себя мужу. Именно она помогала ему втайне от врачей ездить на концерты или съемки на телевидении, когда он лечился. И именно ей обязан рождением уникальный дуэт Бабаджанян-Магомаев.
Дело в том, что когда певец Муслим Магомаев только делал первые шаги на эстраде, его по телевидению увидела Тереза Сократовна. Исполнение певца ей очень понравилось, и она предложила записать одну из песен Бабаджаняна. «Мы встретились с ним так, словно знали друг друга давно, — вспоминал Магомаев. — Показал ему запись его «Софии». Он удивился тому, как просто и быстро удалось управиться с ударением. Сказал: «Лиха беда начало». Первая песня, которую он написал для меня, была «Ожидание» на стихи Гарольда Регистана. У Арно был редкий дар – он умудрялся, услышав популярную тему и взяв какие-то стилистические элементы, переплавить в золото собственной мелодии. Для Арно главным в момент создания песни была музыка, а не слова».
В 1964 году композитор познакомился с поэтом Робертом Рождественским. Великолепное трио Бабаджанян-Рожденственский-Магомаев навсегда оставило произведения, трогающие сердца не одного поколения. «Когда начинают говорить, кто кого сделал, Бабаджанян меня или наоборот, или Рождественский обоих сделал. Я хочу сказать, что это называется триумвират – такой остроугольник, углы которого, как не повернешь, все равно остаются друг с другом, ни один не становится больше или меньше. Так, получается, что Арно меня нашел, я – его, а вместе мы нашли Рождественского. Вот так до конца и работали», — говорил Магомаев.
Бабаджанян не был сосредоточен лишь на музыке, он прекрасно разбирался в живописи и имел большую коллекцию картин. Однажды, будучи у него в гостях, армянский искусствовед Генрих Игитян рассматривал портрет Арно. На вопрос гостя, не переделал ли в картине что-нибудь сам герой полотна, Бабаджанян с видом провинившегося мальчугана признался, что замазал часть своего большого носа.
Эту характерную черту он унаследовал от матери. Нос Бабаджаняна со временем стал его своеобразной визитной карточкой, хотя в молодости он доставлял ему немало переживаний. Только с годами он понял, что эта особенность ему на руку, без такого носа образ композитора было невозможно представить. Но шутить над его длиной разрешалось только самым близким людям. Сам он до конца продолжал писать жизнерадостную музыку. Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года.
Подготовила Лина Лисицына,
Share.

Comments are closed.

Exit mobile version