В 2023 году вышли сразу три фильма, в которых сыграл 26-летний актер Джейкоб Элорди: «Солтберн», «Присцилла» и «Кривая дорога». В чем секрет успеха Джейкоба Элорди, который отказался от роли Супермена, но согласился сыграть чудовище Франкенштейна?
Фильм «Солтберн» вполне мог пройти мимо вас, зато вы почти наверняка слышали в 2000-х, по радио и на смартфонах, прилипчивые песни британки Софи Эллис-Бекстор. Как минимум, невероятно популярную «Murder on the dancefloor» с прилипчивым рефреном. Так вот, достаточно сказать, что после выхода «Солтберна», в начале 2024 года, трек развирусился в соцсетях с совершенно безумными показателями. Песня 2001 года, уже толком подзабытая даже горячими поклонниками певицы, вдруг влетела в топ-10 новогоднего чарта, показав один из лучших результатов за всю историю сингла и обогнав даже хитмейкера Дрейка. Сам фильм при этом оказался провальным — вторую режиссерскую работу Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды») немало ругали за претенциозность и внутреннюю пустоту. Тем не менее, «Солтберн» вывел актера Джейкоба Элорди в топ крашей (краш – на сленге «объект обожания, любви, зачастую безответной»), сделав настоящей супер-звездой.
При этом нельзя сказать, что до «Солтберна» двухметровый красавец не был известен или даже не слыл тем самым крашем — еще как был и еще как слыл. Слава к актеру пришла с первой же крупной ролью в фильме «Калейдоскоп поцелуев» в 2018. Какое-то время он безрезультатно мотался по кастингам, просаживая все деньги на съем жилья в Лос-Анджелесе (сам Элорди родом из Австралии) и играя официантов и массовку в голливудских блокбастерах, вроде «Пиратов Карибского моря» (и то его оттуда вырезали). Поэтому первая крупная роль, пускай и в фильме, который актер в дальнейшем называл одним из нелюбимых в своей карьере, смогла вполне успешно запустить карьеру молодого артиста — и даже вылилась в роман с партнершей по площадке, актрисой Джои Кинг.
На этом образе все могло и закончиться — мало мы знаем примеров, когда симпатичный актер, став звездой любовных историй, оказывается зажат в тисках этого амплуа? Тем более что роли молодых красавцев-любовников у Элорди были и в дальнейшем — см. его же в двух сиквелах «Калейдоскопа поцелуев», мелодраме «Два сердца» и триллере Эдриана Лайна «Глубокие воды». Однако ему повезло сделать резкий крен в карьере, получив роль Нейта Джейкобса, одного из самых ярких героев сериала «Эйфория». Джейкобс — ключевой драматургический элемент в нашумевшей драме о современных подростках: высоченный плейбой атлетического телосложения, из-за сложных отношений с отцом превратившийся в манипулятора и абьюзера (обидчика). Это, определенно, одна из самых сильных и талантливых ролей Элорди — в его персонаже уживаются, одновременно, нарциссизм, граничащий с маниакальностью, и внутренняя хрупкость, которые не ограничиваются чисто внешними проявлениями. Любопытно, что сам актер не раз говорил, что не считает своего героя злодеем или антагонистом.
Вот, пожалуй, самая емкая характеристика тем героям, за которых Элорди полюбила публика и возненавидела — актер рассказывал, что ему в личку в соцсетях неоднократно писали с гневными репликами в его адрес и даже угрозами: почему ты играешь таких сволочей? Сам он к этому относится снисходительно: мол, «значит, я просто хорошо делаю свою работу». Имеет смысл обратить внимание на то, что его персонажи — часто невротики, зацикленные на своем статусе. Что неудивительно — сам Элорди страшно пунктуален по части работы: например, он старается отсмотреть все фильмы, в том числе документальные, о персонажах, которых играет, и даже носит с собой предметы, служащие своего рода тотемами, напоминающими о том, какую роль он играет.
Поэтому трудно представить себе более подходящего претендента на роль Элвиса Пресли в фильме Софии Копполы «Присцилла». Этот образ знаменитого музыканта — особый случай. Помешанный на карьере, для которой его собственная жена становится, своего рода, бустером (бустер — вспомогательное устройство для увеличения силы и скорости действия основного механизма), Пресли в исполнении Элорди, с одной стороны, харизматичен, с другой — практически начисто лишен эмпатии и, в конце концов, элементарной человечности. Получается, что мужчина-красавец оказался идеальным кинозлодеем — это может показаться для кого-то удивительным, чуть ли не несправедливым. На самом деле, сила Джейкоба в том, что он демонстрирует, как за внешним фасадом «прекрасного принца» может скрываться (и нередко скрывается в жизни) плохо прикрываемый нарциссизм пополам с желанием манипулировать окружающими. В общем-то, актерство — это и есть манипуляции, правда? Поэтому сам Элорди всегда просит разграничивать его и его персонажей: артист слывет в жизни добрейшим человеком, который очень любит родителей, собаку Лейлу и своих друзей.
Вообще, Джейкоб регулярно становится жертвой папарацци, которые запечатлевают его то с одной, то с другой пассией (к слову, какое-то время Элорди встречался своей коллегой по «Эйфории» Зендаей), но, при этом, пока что за ним не замечено никаких скандалов. А сам он обожает артистов классического Голливуда, например, Стива МакКуина (и, кстати, мечтает сыграть в нуаре). У Элорди своя, особенная харизма — он не похож ни на глянцевых секси-боев вроде Криса Эванса или Райана Гослинга, ни на брутальных красавцев а-ля Крис Хемсворт или Бен Аффлек, ни на представителей альтернативной красоты (Адам Драйвер и Роберт Паттинсон). Если кого Элорди и напоминает, то как раз тех самых актеров старого Голливуда, которых сам обожает — особенно Джеймса Дина, одного из главных кумиров артиста.
А еще в Элорди есть что-то трагедийное — не зря Гильермо дель Торо застолбил за ним роль монстра Франкенштейна в своей экранизации книги Мэри Шелли: искусственно созданный человек-гомункул, вынужденный жить жизнь — кажется, звучит, как идеальная роль для красавца со слегка приглушенной, когда необходимо, мимикой, способный убедительно изобразить и внешнюю ярость, и внутреннюю ранимость. И как здорово, что Элорди отказался от роли Супермена в «Наследии» Джеймса Ганна, несмотря на большую любовь к комиксам и персонажам DC — он явно не только талантливый, но и трезво оценивающий свои возможности артист, который не гонится за хайпом. И, пожалуй, именно вот это сочетание слов будет идеальной характеристикой того, почему Джейкоб Элорди внезапно стал одной из звезд кино 2020-х.
Иван Афанасьев, The City