Стивен Фрай: символ Британской империи

0

Один из пятидесяти самых смешных людей, когда-либо рождавшихся на свет. Обладатель «мозга размером с графство Кент». Самый интеллигентный человек на английском ТВ. Ректор университета, эссеист, историк музыки. И это все один человек, Стивен Фрай, для многих — полноправный символ сегодняшней английской культуры.

Биполярное расстройство
Он родился 24 августа 1957 года в Хампстеде, Лондон, в семье физика и изобретателя Алана Джона Фрая и его жены Марианны Евы Фрай. Стивен — средний из трех детей. Марианна Фрай происходила из семьи венгерских евреев, эмигрировавших в Великобританию в 1927 году. Часть из них была убита во время Холокоста.
Необычная форма носа Стивена Фрая пришла к нему не от рождения, а по стечению обстоятельств — когда в возрасте шести лет он неудачно упал, играя на детской площадке. Решил оставить то, что получилось в результате. Также Фрай страдает от биполярного аффективного расстройства, которое было диагностировано у него лишь в возрасте 38 лет. Это психическое заболевание, характеризующееся наличием у человека двух состояний — мании и депрессии, когда гиперактивность и эйфория сменяются глубочайшими депрессиями и полной неспособностью вести обычную жизнь.
Биполярное расстройство, как считает Фрай, наложило отпечаток на всю его жизнь. С 14 лет он совершал странные поступки, выводил людей из себя, лгал и занимался воровством. В частной школе Аппингем, где он тогда учился, он частенько бродил по крышам в одиночестве — и все ради ощущения адреналина. В результате саморазрушительного поведения к 17 годам Фрай оказался исключен из двух школ, бросил колледж, а также успел попробовать свести счеты с жизнью, наглотавшись таблеток. В дальнейшем в его жизни будут еще две неудачные попытки самоубийства.
Будучи пойманным на растрате средств с кредитной карты друга родителей, Фрай угодил в тюрьму предварительного заключения на три месяца. Как шутит актер, условия содержания в ней не сильно отличались от частных школ, где он учился. Тем не менее, этот опыт его встряхнул: после своего освобождения Фрай восстановился в колледже и поступил в Кембридж, на отделение английской литературы. Да еще и заслужил стипендию.

«В прошлом были тёмные пятна»
Именно в Кембридже Стивен Фрай познакомился со своим лучшим другом и партнером по съемочной площадке на долгие годы Хью Лори. Вместе они прошли путь от участников студенческого театрального кружка до сценаристов и актеров на телевидении. Плодом комического дуэта Стивена Фрая и Хью Лори стало собственное скетч-шоу «Немного Фрая и Лори» (A Bit of Fry & Laurie), снимавшееся с 1983 по 1989 годы. Злая сатира, черный юмор и полный умственный и лингвистический разгул — все это на протяжении четырёх сезонов.
Фрай с детства был поклонником английского писателя П. Г. Вудхауза, написавшего знаменитую серию о приключениях молодого аристократа Берти Вустера и его камердинера Дживса. Еще учась в школе, Стивен написал Вудхаузу письмо и получил ответ, который бережно хранит и по сей день. А уже будучи взрослым, Фрай неподражаемо сыграл Дживса в сериале «Дживс и Вустер», где его напарником стал опять-таки Хью Лори.
Центральный в карьере Фрая фильм — «Уайльд» (1997), в котором актер блестяще исполнил роль английского поэта и драматурга начала ХХ века Оскара Уайльда, чьи сексуальные наклонности стали предметом разбирательства в суде. Судьба гонимого гения, которому предстоит стать одним из символов британский литературы, да и самой Британии, отыграна Фраем как своя собственная. Уайльд в его исполнении не развратник и не писатель, эпатажем зарабатывающий себе дешевую популярность, а человек, который вопреки всему стремится жить честно. И учит тому же самому других. Эта честность дорого дается и Уайльду, и Фраю: первый платит за нее тюрьмой, второй — маской циника.
Потом были сериалы «Абсолютная власть», «Питер Кингдом», фильм «”V” значит Вендетта» и много других фильмов. Также он прославился как автор книг. Еще в 1992 году вышел роман с автобиографическими элементами «Лжец», имевший успех как у публики, так и у критиков. «Я с детства хотел писать романы, — признается Фрай. — Очень хотел, но все как-то не решался. Во мне было недостаточно уверенности, чтобы бросить свою актерскую карьеру, которая очень хорошо продвигалась. К счастью, издатель предложил мне щедрый аванс, он дал мне возможность на шесть месяцев уйти со сцены и засесть за книгу».
Фрай написал учебник по стихосложению, историю классической музыки, три тома своей собственной автобиографии, а также несколько художественных романов и сборников статей и эссе. В научно-фантастическом романе «Как творить историю» он рассуждает о том, как повернулась бы история, не появись на свет Адольф Гитлер.
В третьей книге мемуаров «Дури еще хватает» Стивен подробно рассказал о тех годах, когда ударился во все тяжкие. В 80-90-е его жизнь состояла из перманентного приёма наркотиков и алкоголя. Актер вспоминает, что в то время не мог отправиться куда-либо, не имея в бумажнике 3-4 грамм кокаина. Недавно он признался, что употреблял его в таких местах, как Букингемский дворец, британский парламент и телецентр Би-би-си: «Я знаю, что моя правда раздражает многих людей, но я не скрываю, что в моём прошлом были тёмные пятна. Я хочу сказать, что физически не пострадал от кокаина. Главной моей проблемой было то, что без него я мог бы вставать раньше, больше работать, принимать меньше алкоголя». Свою пятнадцатилетнюю зависимость Стивен называет «бессмысленной и слишком дорогой», но он не собирается сожалеть о бесцельно прожитых годах и официально заявляет, что не жалеет ни о чём.
Кстати, книга Стивена «Гиппопотам» спустя два десятка лет после публикации все же дождалась экранизации. В романе есть все, за что любят Фрая — стихи, тонкий юмор и чисто английский сарказм. И неудивительно, что экранизировать книгу решили именно англичане. Этим летом фильм уже был представлен зрителям.

«Было ощущение, словно исчезла сама моя основа»
О нетрадиционной сексуальной ориентации одного из самых почитаемых современных деятелей искусства Англии стало известно достаточно давно. Однако долгое время Фрай отказывался от своих предпочтений, не хотел создавать семьи, а работал и работал. Недавно он признался, что попытался покончить с собой, взяв интервью у политика-гомофоба из Уганды. Речь идет об угандийском министре по делам вопросов этики Саймоне Локодо: он оказался жутким агрессивным гомофобом самого худшего толка. Его законопроект предполагает наказывать за гомосексуальные связи в Уганде смертной казнью.
После интервью, по словам актера, он почувствовал приступ сильной депрессии. Вернувшись в гостиницу, выпил большое количество таблеток, запив их водкой. Фрай был госпитализирован в критическом состоянии, однако врачам удалось его спасти. «Было ощущение, словно исчезла сама моя основа. Пришло осознание того, что мне конец», — вспоминает артист. По возвращении в Лондон Фрай прошел курс лечения у психиатра. Стивен является автором документального фильма «Тайная жизнь маниакальной депрессии», в который включены интервью знаменитостей, подверженных этому заболеванию; также он принимает активное участие в работе благотворительных обществ, связанных с проблемой психического здоровья.
Друзья Стивена утверждают, что встреча писателя с его нынешним супругом Эллиоттом Спенсером стала глотком свежего воздуха. Молодой партнёр подарил страдавшему от одиночества и депрессии Фраю «новую жажду жизни». За свои годы Стивен не обзавелся детьми. Единственные, кто мог считать его духовным отцом, были дети его близкого друга Хью Лори, которых Фрай крестил. После свадьбы с Эллиоттом Спенсером в прессе пошли слухи, что пара решила усыновить ребенка. Тогда пользователи сети Твиттере поинтересовались непосредственно у самого англичанина, действительно ли он хочет завести детей со своим возлюбленным, на что Фрай ответил категорическим отказом. «Не верьте тому, что вы читаете в прессе», — написал Стивен.

Символ Британской империи
Стивен Фрай — фигура знаковая. Этот человек не только всю жизнь смеялся над собой и своими земляками, но и всячески пропагандировал и поддерживал чистоту английского языка. Даже вышла книга, посвященная трудной науке «говорить, как Стивен Фрай». Голосом Стивена говорят все семь книг «Гарри Поттера», «Евгений Онегин», произведения А. П. Чехова, Роальда Даля, Алана Милна и других.
С 2003 года Стивен Фрай является постоянным ведущим передачи «QI», что расшифровывается как Quite Interesting («Довольно интересно»). Это интеллектуальная комедийно-игровая викторина, большая часть участников которой, как правило, комики. Благодаря просмотру «QI» вы можете узнать, что целый апельсин не утонет в воде, в отличие от очищенного, что у Земли восемнадцать тысяч лун, а ботинки Нила Армстронга все еще находятся в космосе.
Стивен — известный гаджетоман, чье стремление приобретать любые технические новинки неистребимо. Он покупает смартфоны, планшеты, фотоаппараты и прочие «цифровые безделушки». Фрай — второй человек в Европе, купивший Макинтош (первым был Дуглас Адамс). В качестве личного автотранспорта у Стивена Фрая — бывший лондонский кэб, а также биплан. Да, у завсегдатая библиотек Фрая есть лицензированные права пилота. Кроме того, он профессионально играет в крикет. А в августе 2010-го Фрай вошёл в совет директоров футбольного клуба «Норвич Сити». Поклонник «канареек» и постоянный посетитель «Карроу Роуд», по назначении на должность он сказал: «Истинно, это один из самых ярких дней в моей жизни; я горд и рад, насколько только могу».
Фрай — убежденный атеист. Его выступления против религии на дебатах Intelligence и интервью для ирландского телевидения в передаче «Смысл жизни» взорвали общественность. На вопрос о том, чтобы Фрай сказал Богу, окажись он у врат рая, тот разразился длинной тирадой, суть которой сводится к первому предложению речи: «Я думаю, я бы сказал: “Рак кости у детей? Это как вообще? Как тебе не стыдно?”» Стивен заявил, что не уважает Бога за то, что тот создал «мир, полный боли и несправедливости».
Один из зрителей был так возмущён, что решил обратиться к правоохранителям, чтобы те дали оценку действиям Фрая. Закон, принятый в 2009 году, предусматривает наказание для богохульников, если те своими действиями или словами оскорбили значительное число религиозных людей. Но как сообщает издание The Guardian, жалобы лишь одного телезрителя оказалось слишком мало для того, чтобы возбуждать дело и наказывать Стивена штрафом в 25 тысяч евро.
Зато Фрая очень уважают ученые. Как сообщил на своей страничке в Твиттере американский исследователь Рон Баалке, астероид 1990 UR2, открытый японскими астрономами, был официально переименован в 5190 Fry. Таким образом учёные почтили талант Стивена. Сам он очень тронут тем, что его называют символом Британской империи: «Но все же не стоит забывать, что я, кроме всего прочего, еврей, гей, бывший преступник и во многих отношениях чужестранец в Англии. Как ни парадоксально, боюсь, именно поэтому меня и вписали в символы. Я ведь больше других понимаю, каково это — быть англичанином.
Еще будучи ребенком, я чувствовал себя таким далеким от моих школьных товарищей, которые счастливо проживали свои английские жизни без тени рефлексии по этому поводу. Я потом всю жизнь впитывал разнообразные странные влияния англичан старого покроя: от дикторов радио до писателей, таких как Уайлд, Конан Дойл и других, менее известных, о которых вы наверняка слыхом не слыхивали. Добавьте к этому любовь к крикету, к английской природе, к английским поэтам, к Шекспиру, к текстуре и природе английского языка — эта привязанность, кстати, самая главная для меня. И вот вам ингредиенты, из которых сделана данная модель английского джентльмена!»

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Peoples.ru, «Союз» (soyuz.ru), Lostfilm.info

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version