Знаменитой актрисе исполняется 90 лет

0

Ирина Скобцева: «Счастье – это мгновение»
Ее семейная жизнь была вовсе не из легких — Сергей Бондарчук был непростым человеком, да и поженились они не в ранней молодости. Но браки свершаются на небесах.

«Я ее душил, душил в кадре — и влюбился»
Ирина Скобцева родилась 22 августа 1927 года в Туле в совсем неактерской семье: мама была архивариусом, отец – ученым-метеорологом. После переезда в Москву семья жила в коммуналке, двухкомнатную квартиру получили только после войны. Об актерской профессии Ира не помышляла, училась в университете, избрав себе очень серьезную профессию искусствоведа. Курсовую писала по Тинторетто, мечтала поехать заграницу и увидеть «эту красоту» собственными глазами. Но, вступив в театральный кружок, она играет во всех спектаклях, которые ставят студенты, и театральный мир Ирину захватывает.
К тому времени, как Бондарчук и Скобцева познакомились, у первого было за плечами 8 лет внешне благополучного брака, а Ирина успела выйти замуж за студента МГУ, красавца Алексея Аджубея. В 1952 году молодожены вместе поступили в школу-студию МХАТ, но вскоре последовал развод. После этого Аджубей студию покинул, а Ирина осталась и продолжала учебу на одном курсе с Игорем Квашей, Галиной Волчек и Леонидом Броневым.
До совместных съемок в фильме «Отелло» она с Бондарчуком встречалась трижды. Один раз это было в Москве на выставке известного художника Василия Ефанова: перед портретом юной красавицы Бондарчук остановился, будто завороженный. И вдруг эта самая прекрасная незнакомка вошла в зал. Ирина и Сергей влюбились друг в друга с первого взгляда. Но роману их суждено было начаться лишь два года спустя.
В 1955 году в школе-студии МХАТ, на выпускном спектакле, Скобцеву заметили ассистенты из группы фильма «Отелло». Режиссер Сергей Юткевич, увидев актрису, настоял на пробах на главную роль. Через месяц, узнав об утверждении, Ирина точно на крыльях летела по мосфильмовскому коридору и снова увидела Бондарчука. Оказалось, они оба будут играть в этой картине. И на съемках сцены венчания Дездемоны и Отелло молодые люди поняли, что больше не хотят расставаться. Позже, вспоминая ту первую совместную работу на съемочной площадке, Бондарчук шутил: «Я ее душил, душил в кадре — и влюбился».
Но все было непросто: Сергей Федорович в то время был женат на Инне Макаровой, у него подрастала дочь Наташа. Четыре года они скрывали отношения, и только 2 января 1959 года Скобцева и Бондарчук смогли пожениться. Мама Ирины, Юлия Николаевна, вспоминала: «Они были удивительной парой, всюду ходили, взявшись за руки. Когда Сергей Федорович куда-нибудь собирался, он торопил Ирину: “За ручку, пошли”. Мы часто над ними подтрунивали и называли их “за ручку”».

«Я даже слово «муж» не говорила»
Этот союз был не только семейным, но и творческим. Сергей помогал Ирине в работе над ее ролями. А хороших образов, надо сказать, у нее было достаточно. Только с 1955 по 1962 годы вышли такие фильмы, как «Обыкновенный человек», «Поединок», «Неповторимая весна», «Сережа» – и во всех она играла главные роли. В картине «Аннушка» её героиня была простой женщиной, которая работала мастером. Для того, чтобы вжиться в роль, актриса три месяца трудилась в бригаде, клала кирпичи. До сих пор Скобцева с теплотой вспоминает тот период: «Мы, артисты, бередим свои души и вызываем в себе такие эмоции, которые потом у зрителей вызывают ответную реакцию».
Как говорит сама Ирина, ей было нелегко играть в фильмах мужа. «То, что я его жена, накладывало свой отпечаток, он меньше, чем другим, уделял мне внимание на съемочной площадке. Например, когда снимали меня крупным планом, он обычно говорил: “Я пойду покурю, а вы тут как-нибудь сами разберитесь”, — вспоминает Скобцева. — Я даже слово «муж» не говорила. Это Сергей Федорович – мой режиссер, я – его актриса, и мы так относились на съемочной площадке друг к другу. Совсем другое дело, когда мы снимались, как партнеры. Вот тут у нас были каникулы».
С легкой руки и с помощью супруги Бондарчук снял свой непростой режиссерский дебют – фильм «Судьба человека». «Сергей Федорович уехал в пять экспедиций, за семьдесят четыре дня – ни одного кадра в корзину. Он приехал с готовой картиной», — вспоминала Скобцева.
«Судьба человека» покорила зрителей всего мира. И для Бондарчука это была победа.

«По нашему фильму можно изучать 19 век»
В 1962 году Сергей Федорович приступил к одной из важнейших работ в своей кинокарьере – экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». Когда этот фильм называют самой дорогой картиной всех времен и народов, у Скобцевой это вызывает лишь бурю возмущения: «Как-то мне присылают сценарий о Бондарчуке. И там написано, что “Война и мир” обошлась в 100 миллионов долларов. Но, во-первых, в 1962 году мы ничего не исчисляли в долларах. Во-вторых, весь отечественный кинематограф тогда не знал таких денег. У нас существовали сложно-постановочные фильмы и просто фильмы. И они имели свой бюджет. Выйти за рамки этого бюджета было невозможно. Другое дело, что для съемок бесплатно предоставлялась армия. Был даже специально создан кавалерийский полк, он существовал еще 30 лет после съемок. “Вот полк имени меня”, — смеясь, говорил Сергей Федорович».
Актриса считает, что самой дорогой фильм можно считать скорее по отношению к нему. Люди сами приносили на съемки подлинные вещи, которые помогли создать настоящую историческую атмосферу, и она до сих пор удивляет зрителей во всем мире. Еще на съемках японцы, пришедшие ознакомиться с будущим шедевром, буквально ощупывали «декорации», изумляясь, что все «настоясее». И затем заключили контракт на приобретение картины, для которой потом устроили императорскую премьеру.
«Из Кремля хранительница одного из исторических отделов принесла подлинную табакерку Багратиона, — рассказывает Скобцева. — Икона, под которой умирает старый Болконский, подлинная. Когда снимали сцену дуэли, пришел один житель и принес для съемок дуэльный пистолет 1812 года. И его снимали крупным планом. Наталья Дурова давала для съемок свою старинную мебель карельской березы. И таких примеров было много. Однако с подлинным было и много забавного. Художник выкопал для костюма Элен кусок настоящего французского кружева прошлого века. Но хватало этого кружева лишь на грудь. Мне запретили поворачиваться, и так я сидела в этом золотом шитье во всей красоте бюста, а когда надо было повернуться, то камера уходила. То же самое было с халатом из какого-то редкого шелка. Его не натянули на одну полу. И надо было так держать руку, чтобы не было видно шва. Подобным образом выходили из положения. А в результате по фильму можно изучать 19 век».

«Первая красавица»
«Во время съемок над «Войной и миром» наш дом становился филиалом съемочной площадки. Здесь постоянно бывали и композиторы, и операторы, и артисты», — говорит Скобцева. Работая над фильмом «Война и мир», как-то от перенапряжения Бондарчук упал в обморок. Придя в себя, прошептал: «Пусть картину доделывает Герасимов». И снова потерял сознание. «Две молодые женщины-врачи «скорой помощи» через 4 минуты вывели его из состояния клинической смерти, — вспоминает Скобцева. — Пришлось Сергею Федоровичу лечиться, отдыхать. А сколько всего пережил, когда из-за бракованной кинопленки “Свема” выяснили, что придется заново снимать масштабные сцены сражений под Бородино, в которых в течение 10 дней “играла” 10-тысячная армия. Он выл в подушку, как волк. Но мы не вышли из съемочного графика».
После появления картины на экране, все восхищались Элен Безуховой в исполнении Скобцевой. Говорили, что ей судьбой было уготовано играть аристократок с прекрасными манерами, невообразимых красавиц, холодных и хищных в том числе. Она вспоминает, что на премьере «Войны и мира» в Париже, когда Ирина пришла на прием в красивом платье, к ней, сверкая бриллиантами, подошла совсем уже старая княгиня Мещерская и, припоминая, где могла ее видеть, спросила: «Деточка, а вы тоже титулованная?» Скобцеву называли первой красавицей страны. Но надо сказать, ее саму это всё только смущало.
В течение нескольких лет Ирина Константиновна и Сергей Федорович вместе преподавали во ВГИКе. Их пригласили набрать свою мастерскую, и поначалу Бондарчук очень загорелся этой идеей. Но у него постоянно были какие-то работы в кино, и в конечном итоге Скобцевой одной пришлось тащить на себе всех набранных студентов…
«Раньше мы могли репетировать роли по полгода, как в театре», – рассказывает актриса. Сейчас в кино другие темпы, и народной артистке тяжело было перестраиваться. Поэтому она предпочла роль хранительницы очага для своей большой и такой занятой семьи. «Сейчас у нас говорят: счастье – это когда тебя понимают. Счастье – это мгновение, прозрение, оно не может быть постоянным. А фундамент – это твоя семья и любимая работа», – считает актриса.

«Все мы заражены этим проклятым вирусом кино»»
Алену и Федю – дочь и сына Бондарчука и Скобцевой – называли в семье в шутку «дети «Войны и мира», поскольку Алена родилась в 1962 году на «нулевой серии», а Федор – в 1967, на последней. Ирина призналась, что они с мужем были против того, чтобы дети шли по их стопам. Однако Алена все равно отправилась поступать на актерский, причем под фамилией прабабушки, чтобы не узнали. Ну а сын Федор уже лет в шесть был Актер Актерычем. «Нет, все мы заражены этим проклятым вирусом кино», – отмахивается Скобцева.
В 2009 году она потеряла дочь Алену, которая умерла от рака. Пережить то трагическое время Ирине Скобцевой помог фестиваль патриотического фильма имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж», Скобцева стала его президентом: «Мне дорога волоколамская земля, здесь все связано с войной и миром. А для меня – с очень интересной работой, которая принесла мне удовлетворение, счастье. Именно здесь Сергей Федорович Бондарчук снимал многие эпизоды “Войны и мира”. А еще тогда моя маленькая дочка бегала рядом. Я всегда старалась брать детей на гастроли. Всегда стремилась, чтобы мои дети были рядом с родителями». У Ирины Константиновны трое внуков, имена которых также известны в кинематографе: Сергей Бондарчук, Константин Крюков и Варвара Бондарчук.
Скобцевой и сегодня больно говорить о том, что её мужа Сергея Бондарчука больше нет — она принадлежит к тому типу женщин, которые отдаются мужчине без остатка. Их крепкий и счастливый брачный союз просуществовал 35 лет. «У них был свой космос, — говорит сын актрисы. — Они жили друг ради друга, и вряд ли отец бы смог сделать в кинематографе то, что он сделал, без мамы».

Подготовила Лина Лисицына
По материалам «Сегодня» (segodnya.ua), sovch.chuvashia.com, «Свободная волна» (mvkursk.ru), TvKultura.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version