Знаменитой актрисе исполнилось 90 лет
Витти всегда обладала поразительной, царственной красотой, но её лёгкое очарование, пожалуй, было лучше всего схвачено Микеланджело Антониони. Звезда его «трилогии отчуждения», Моника Витти показала сложную и уязвимую игру, которая навсегда связала её с фильмами.
Блондинка с печальными глазами
Мария Луиза Чечарелли (таково ее настоящее имя) появилась на свет 3 ноября 1931 года в Риме в бедной семье. По словам актрисы, в детстве родители больше заботились о ее старших братьях и практически не уделяли ей внимания. Все, что ей оставалось, – это донашивать их одежду и слушать длинные монологи матери о счастливом замужестве. Но Мария не хотела замуж. Она всегда комплексовала по поводу своей внешности, а в 14 лет даже поклялась, что никогда не заведет семьи.
После окончания школы Мария отправилась покорять Национальную академию драматического искусства. Первая попытка оказалась неудачной. Преподаватели заявили, что у нее слабые голосовые связки, и отправили домой. На следующий день Витти пошла в больницу, где умоляла совершенно незнакомого врача выдать ей справку о том, что ее голосовые связки в порядке. Потрясенный доктор сжалился над девушкой, написав, что она полностью здорова. И Марию приняли в академию.
Три года, проведенные там, стали для Витти настоящим испытанием. Она очень любила сладости, но из-за нехватки денег вынуждена была отказывать себе в этом удовольствии. Как правило, девушка питалась раз в день, съедая огромный бутерброд с сыром и луком. Кроме этого, она глубоко переживала по поводу своей личной жизни. В то время как ее однокурсницы крутили романы с актерами и финансистами, Мария в гордом одиночестве читала сценарии и разучивала роли. Высокая, худая блондинка с печальными глазами – тогда такие девушки несильно пользовались успехом.
Во время обучения в академии Мария взяла себе псевдоним Моника Витти, немного изменив девичью фамилию матери. Вечерами она играла в театре Гольдони, а днем бегала по киностудиям, пытаясь получить роль. Знакомые агенты говорили ей, что с такими данными она никогда не станет знаменитой актрисой. Но Монике все же дали эпизодическую роль в фильме «Скачи! Скачи! Скачи!» (1954). Так состоялся ее дебют в кино.
Жизнь Витти резко изменилась в 1957 году, когда ее пригласили озвучить английскую актрису Дориан Грей в фильме Микеланджело Антониони «Крик». Она слышала, что режиссер упрям и высокомерен, но первая встреча с ним развеяла все ее страхи. Они познакомились в монтажной во время небольшого перерыва. Антониони сказал, что ему нравится ее хриплый, низкий, немного насмешливый голос. Она поблагодарила его и пригласила в театр на спектакль, где выступала. Микеланджело ответил, что он уже видел ее в спектакле, и что ее лицо – то, что он так долго искал.
«Мы живем на одной лестничной площадке»
К моменту знакомства с Антониони, Моника вела довольно замкнутый и строгий образ жизни. Но в тот год всё переменилось. После нескольких встреч, Антониони предложил ей отдохнуть вместе на островах недалеко от Сицилии. Жизнь, которую ей предложил Микеле, была полной противоположностью её прошлому. Через неделю в Рим вернулась совсем другая Моника.
Микеле стал для неё всем: другом, мужем, любовником и режиссёром. Он заново учил её ходить, дышать, говорить. Сначала Антониони представил Витти небольшую театральную пьесу «Таинственный скандал» и часами разучивал с ней монологи. Но вскоре он пришел с чем-то гораздо боле серьезным — сценарием драмы «Приключение». Вдохновленная актриса отправилась для съемок на юг Италии. Но каково было удивление Моники Витти, когда на съемочной площадке вместо любящего и нежного Микеле она увидела сурового и строгого Микеланджело Антониони. Первый же вопрос о том, какой должна быть её героиня, получил достаточно резкий ответ: «Запомни, я никогда ничего не разжёвываю актёру, забудь о психологии персонажа и положись на собственную фантазию. Если она у тебя есть, конечно». Тогда она раз и навсегда поняла, что на первом месте для Микеле всегда будет карьера.
Их сотрудничество продлилось десять лет и за это время Антониони снял четыре ленты, которые и по сей день считаются лучшими в его фильмографии. Вторым фильмом в трилогии «отчуждения» стала вышедшая в 1961 году «Ночь», где партнером Моники Витти стал непревзойденный Марчелло Мастроянни. А в завершающей части трилогии — фильме «Затмение» — актерский дуэт молодого французского красавца Алена Делона и Моники Витти восхитил даже тех, кто несильно тяготел к загадочному творчеству Антониони. А сам Делон упорно пытался завязать роман с Витти, но вся её любовь была по-прежнему направлена на Микеле.
Но с течением времени она стала всё сильнее сомневаться в его чувствах. Антониони всегда окружали женщины. Однако Моника знала, что удержать Микеле можно, лишь не удерживая. В одном из интервью журналисту, которого безумно интересовала их личная жизнь с Антониони, она ответила: «Мы живем на одной лестничной площадке. Двери наших квартир почти всегда открыты, мы запираем их лишь иногда. Вот и решайте сами».
Свой фильм «Фотоувеличение» Антониони снимал уже без Моники, с участием английской актрисы Ванессы Редгрейв. Витти казалось, что Антониони предал её как актрису. Пытаясь как-то спасти положение, тот идет на последний, решительный шаг и делает Витти предложение. Но она отказалась. И спустя несколько месяцев они расстались, без крика и скандала, разъехались по разным домам.
Больше ей не приходилось отказывать другим режиссерам ради фильмов одного гения. В 1990 году Витти сняла свой фильм «Секретный скандал» — о том, как молодая женщина находит камеру и почему-то начинает снимать своих любовников и мужей. В 1993 году Моника опубликовала пользовавшуюся успехом автобиографию Sette sottane. Через два года на Венецианском фестивале её заслуги перед кинематографом были отмечены «Золотым львом». С тех пор она почти не появляется на публике и ведет очень замкнутый образ жизни, избегая журналистов.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Суперстиль» , 2queens.ru, Peoples.ru