Тамара Миансарова: от славы до забвения

0

Певица никогда не считала себя звездой, хотя собирала полные залы
Она пережила огромную популярность в 60-х, выходила на сцену даже с температурой, узнала предательство близких людей и лишь в четвёртом браке нашла своё счастье.

Дебют на сцене
Тамара Миансарова (девичья фамилия которой была Ремнёва) родилась 5 апреля 1931 года. Интерес к музыке у нее был наследственный. Ее отец и мать, две тетушки пели в церковном хоре.
Когда родилась Тамара, отец уехал работать в Одессу и не вернулся, бросив жену с грудным ребенком и без денег. Позже, когда мама Миансаровой работала на заводе и выступала в самодеятельном хоре, отец вернулся, но женщина не смогла простить и помириться с мужем. Девочку мама всюду брала с собой и таким образом песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала на сцене Дома культуры в четырехлетнем возрасте, продемонстрировав сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая рецензия.
Когда Тамаре исполнилось девять лет, ее маму пригласили в Минск работать на радио солисткой. В мае 1941 года там проходили гастроли Одесского музыкально-драматического театра, где отец Миансаровой был ведущим актером. Семья встретилась, втроем гуляли по городу. Тамара навсегда запомнила, как улыбалась мама, а воздух был напоен каким-то особым ароматом июньских трав. Потом отец снова уехал, началась война, и Миансарова с мамой в толпе беженцев покинула горящий Минск. После войны семья вернулась в освобожденный Минск.
Будущая певица училась в местной музыкальной школе при консерватории, но вскоре у неё обнаружили туберкулез и отправили в санаторий. Вернувшись домой, Тамара продолжила учёбу, во время которой подружилась с Эдиком Миансаровым, мальчиком на 2 года младше. Его мама работала концертмейстером на радио, а отчим — в оперном театре. Тамару с Эдиком стали готовить к участию в симфоническом концерте молодых исполнителей. Девочка играла Шопена, а парень — Рахманинова. Отзывы в прессе были восторженные.

Свадьба и развод
После окончания школы Тамара приняла решение продолжить образование в Московской консерватории. Когда в приемной комиссии попросили предъявить документы, она показала афишу о своем выступлении с симфоническим оркестром Минской филармонии. В подтверждение подлинности афиши, Тамара блестяще сыграла концерт Ференца Листа, получила пять с плюсом и была принята.
Через некоторое время артистку взяли и на вокальное отделение. В Москву приехал и Эдик, и дружба переросла во влюбленность. Они вместе учились и жили в одном общежитии. Миансарова навсегда запомнила день, когда Эдик сделал ей предложение, тогда она и поняла, насколько серьезны их чувства. Вскоре состоялась свадьба. Каждый из гостей принес что мог, и молодые устроили настоящий пир. В этот день артистка стала Тамарой Миансаровой номер два. Первой была мама Эдика.
На четвертом курсе произошла трагедия. Студент, живший в одной комнате с Миансаровым, застрелился. Выяснилось, что они с Эдиком уже давно принимали лекарства, которые, как им казалось, вызывали прилив творческой энергии, а на деле просто дурманили сознание. Началось расследование, и Тамара вынуждена была просить руководство консерватории не исключать мужа из консерватории. Девушка уже ждала ребенка, так что ей пошли навстречу. После этих событий ее муж уехал лечиться в Минск. Когда родился сын, Эдик даже не встретил Тамару из роддома. А вскоре они развелись.

«Черный кот все цеплялся своими лапками»
Неожиданно для самой себя Тамара Миансарова получила распределение в ГИТИС работать концертмейстером. Но не об этом она мечтала, и не чувствовала она творческой реализации на этом месте. И уже через три месяца она ушла в эстраду. Имея всего три песни в репертуаре, Тамара рискнула поучаствовать во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Жюри конкурса было в восторге от такого блистательного исполнения вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле. Тамара была удостоена третьей премии.
У нее был выбор, петь на эстраде или играть на фортепиано. И тут, казалось, сама судьба подсказала ответ. Миансарова поехала на первые гастроли, которые сопровождались ошеломительным успехом. Некоторое время она выступала со своей программой в оркестре Лаци Олаха, а в 1960 году в Московском мюзик-холле она уже участвовала в спектакле «Когда зажигаются звезды» наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова и Капитолина Лазаренко. Здесь Миансарова чувствовала себя на своем месте, здесь так тепло принимали ее зрители, и, оказавшись на эстрадной сцене, молодая артистка уже не смогла с ней расстаться.
Публике нравилось, что каждую песню Миансарова умела превращать в маленькую новеллу. Настоящим событием стало то, как артистка спела «Черного кота». Эту задорную песенку на стихи Михаила Танича Юрий Саульский написал буквально за полчаса. Позже назвал её «моей девятой симфонией Бетховена». Первой ее исполнила именно Тамара Миансарова. Вскоре «Черный кот» зазвучал на польском, немецком и чешском языках. На танцплощадках молодежь отплясывала под нее твист. «Другие песни может быть и не хуже, но забывались, пропадали, а этот цеплялся своими лапами и не хотел уходить», – вспоминала Тамара.
Знали ее и по песне Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина «Солнечный круг». «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» артистка потрясающе исполняла на разные голоса. С этой песней она и победила на фестивале в Сопоте. Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно «Солнечный круг»: считали, что надо исполнять что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своем и оказалась права.
Успех был буквально ошеломляющим. Польский журнал «Край рад» писал: «Большой зал гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии. Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная Миансарова». Польские журналисты тут же назвали ее московским соловьем, в ее честь выпустили духи «Тамара».
1966 год был особенно удачным для Тамары Миансаровой. В столицах 6 стран (Москва, Берлин, Прага, Варшава, София и Будапешт) проводился конкурс эстрадной песни «Дружба». По условиям конкурса каждый участник должен был исполнить в том числе и песню той страны, где проходил тур. Сразу четыре первые премии получила на этом конкурсе Тамара.

Скандалы с сыном
Воспитание сына Миансаровой в то время полностью лежало на бабушке, которая баловала мальчика. Однажды педагог Андрея в школе при Московской консерватории сказал Тамаре горькие слова: «Мальчик с каждым днем становится все более распущенным, безжалостным, злым». Эдик же не скрывал, что безразличен к судьбе Андрея. Говорил: «Алименты плачу — чего вы еще от меня хотите?»
Единственной отрадой для артистки была сцена. Тамаре пришла в голову мысль перепеть по-русски несколько зарубежных песен, которые она любила. Она обратилась к молодому поэту Леониду Дербеневу. Музыка ему понравилась, и были сделаны несколько песен: «Кукла», «Летка-енка», «Купите фиалки». Немцы и итальянцы, услышав свои мелодии в исполнении Миансаровой, стали приглашать певицу к себе для участия в разных программах. Работали весело и дружно. Таким образом получили вторую жизнь на русском языке песни «Бабушка, научи танцевать чарльстон», «Я не красавица», «Прощай, моряк», «Лунный свет», «Фабричная труба».
Решив покинуть «Москонцерт», Тамара Миансарова переходит в Донецкую филармонию, где проработала 12 лет. За это время Миансарова много гастролировала по стране. В конце 80-х она вернулась в Москву и стала профессором вокала ГИТИСа, среди ее учеников Юлиан, Алика Смехова.
В 1980-е годы Миансарова вошла в четвёрку самых популярных певцов за 25 лет по версии польского журнала «Панорама». Вместе с ней четвёрку составили Эдит Пиаф, Карел Готт и Шарль Азнавур. В 1988 году Тамара Миансарова была членом жюри международного фестиваля песни в Сопоте.
Вторым мужем Тамары стал композитор Леонид Гарин, брак продлился полгода, а в 1979 мужчина погиб при невыясненных обстоятельствах. В третий раз артистка вышла замуж за Игоря Хлебникова – тогда он был директором коллектива певицы. В этом браке родилась дочка Катя, но семья опять не сложилась. После развода Тамара стала женой скрипача Марка Фельдмана.
Дети Миансаровой, к сожалению, радовали маму редко. В 90-е годы Андрей, будучи хорошим аранжировщиком и звукорежиссёром, много помогал Тамаре. Они вместе даже перезаписали на новый, современный манер многие старые песни Миансаровой, но потом отношения испортились, в 2000-х на страницах разных изданий стали появляться всевозможные публикации о скандалах сына и мамы. И везде было написано о том, что виновником этого стал муж Тамары – Марк Михайлович. В ответ Тамара Григорьевна рассказала в интервью, что сын оставил ее без дачи, машины и денег. Дочь Тамары стала поэтессой, а вот из трех внуков Миансаровой только один – Андрей – выбрал музыку. Внучка Тамара стала художником, а Анна работает экономистом. Артистка признавалась, что ни дети, ни внуки ей не помогали.
Ещё году в 2007 у Тамары начались периодические головокружения, и она перестала выходить на сцену, но спустя несколько лет всё стало совсем плохо, когда Миансарова упала и сломала себе шейку бедра. Ей сделали операцию, заменили сустав, Марк не отходил от кровати жены, которой становилось то лучше, то хуже, но в итоге поднял Тамару на ноги, и она вполне хорошо ходила по квартире. Тогда показалось, что всё позади. Однако через некоторое время певица снова слегла, перенеся инфаркт. И опять Марк искал сиделку, ходил за продуктами, готовил, кормил жену.
Единственное, в чём нуждались Тамара и Марк, – в деньгах. И тогда, в день рождения Тамары Миансаровой, 5 марта 2015 года, Алика Смехова рассказала, что всеми любимая певица нуждается в финансовой помощи. И пошёл поток переводов от неравнодушных людей. Откликнулись некоторые фонды. И снова Тамара начала вставать, говорить, улыбаться, узнавать друзей и знакомых.
А потом начались массовые публикации и телепрограммы о том, что Марк Михайлович держит Миансарову взаперти, не даёт положить в больницу, никого к ней не допускает. По словам Фельдмана, он не хотел, чтобы все видели, в каком состоянии его супруга. В последние дни она очень плохо себя чувствовала, перестала есть, а 6 июля была госпитализирована с диагнозом «воспаление легких». 12 июля Тамары Миансаровой не стало.

Подготовила Лина Лисицына
По материалам sb.by, TvKultura.ru, Vmiremusiki.ru, Chagnavstretchy.mirtesen.ru, 5-tv.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version