Катерина Матильда Суинтон, всем известная как Тильда, прилетела в Колумбию с другом, тайским режиссёром Апичатпонгом Вирасетакулом, для того, чтобы снять фильм, который сможет поставить под сомнения наши представления о памяти и прошлом.
По сюжету главная героиня Джессика приезжает в Боготу, чтобы ухаживать за больной сестрой, находящейся в состоянии сна. Но она сама лишается покоя, потому что её начинает преследовать загадочный звук, похожий на взрыв. Джессика, пытаясь понять происхождение шума, постепенно теряет связь с реальностью.
— Почему вы решили с режиссёром перенести действие фильма именно в Колумбию?
— Потому что мы хотели ощущать себя чужими в неизвестной стране, как и герои нашего фильма. Когда я и Апичатпонг начали обсуждать идею фильма, мы сразу поняли, что хотим найти историю, которая будет новой для нас. Когда Джо (Апичатпонг) приехал в Колумбию на Картахенский кинофестиваль, это стало открытием для нас обоих. Он сказал мне: «Действие будет происходить в Колумбии, я нашёл то самое место».
— С чем ещё сталкивается Джессика в фильме, кроме таинственного звука?
— Моя героиня потеряна: она разрывается между двумя культурами, языками, жизнью и смертью, временем. Её преследует ощущение потерянности, дезориентации. Звук настигает её в самые неожиданные моменты. Она теряет собственную историю и своё прошлое.
— Какую роль в фильме играет память? Почему фильм называется именно так?
— Истории людей смешиваются с воспоминаниями в таком виде, что уже трудно поверить в то, что это не наши собственные воспоминания. Такая сила трансформации, сочувствия и общего опыта и есть основа сюжета «Памяти». Мне кажется, что в этом есть надежда для всех нас. У нас есть возможность погрузиться в чужие воспоминания и стать таким образом ближе. И поэтому мы сможем достичь точки, когда будет возможно принять друг друга и понять, оставить позади все конфликты, которые заставляют человечество подозревать, не доверять и атаковать друг друга.
— Вы когда-то сказали, что не считаете себя профессиональной актрисой, но художником и исполнителем.
— Я всегда чётко осознавала, что мне интереснее быть художником, а не актрисой. Моя молодость прошла среди артистов, художников, писателей и кинорежиссёров. Как тогда, так и сейчас, я не очень понимаю, что значит быть актрисой. Когда я читаю или слышу истории из жизни моих коллег по экрану, то осознаю, что мы на разных полюсах. Мои интересы не имеют ничего общего с игрой на экране. Я играю не ради популярности, а ради искусства. Игра на экране – не самое главное в моей жизни. Я постоянно нахожу для себя новые интересы и приключения. И так уже 30 лет.
— Что для вас значит Колумбия после съёмок фильма?
— Колумбия – это место, которое навсегда останется в моём сердце не потому, что я нашла там новых друзей, а из-за сильной духовной связи с этой землёй и историей страны. Как шотландка, которая выросла на границе, где битвы с англичанами вели не один год, я знаю, что это такое — жить со страхом геноцида, насилия и репрессии. Они постоянно всплывают на поверхность и по сей день.
— На Каннском кинофестивале вы развернули колумбийский флаг. Этот жест тронул многих колумбийцев. Что стоит за этим поступком?
— Для меня было большой честью стоять рядом с моими дорогими друзьями, зная, что это послание увидит много колумбийцев. Честно говоря, это было идеальное место для того, чтобы показать солидарность с Колумбией. Мы должны хранить связь и товарищество. Это ключи к нашему королевству мира и дружбы.
Лора Лопез
Metro