Валерия Заклунная: «Я не капризная актриса»

0

Она создала много ярких образов в театре и кино

Валерию Заклунную, зеленоглазую красавицу с профилем греческой богини, называли в числе первых звезд кино 1970-1980 годов. Миллионы кинозрителей полюбили ее героинь в фильмах «Сибирячка», «Любовь земная», «Судьба».

«Первая профессия — никак не ошибка молодости»
Родилась Валерия Заклунная 15 августа 1942 года в Сталинграде, где воевали ее родители. Перед родами мать будущей актрисы хотели отправить в безопасное место, но не успели. Роды начались раньше времени, в августе. Девочка появилась на свет под звуки взрывов. Отец малышки, будучи связистом, попросил отправить его жену и новорожденную дочку в тыл. Так семья Заклунных оказалась в Саратовской области. С именем ребенка не могли определиться: собирались назвать или Леной, или Светой, но сотрудница загса предложила: «Сегодня Валерия Хомякова сбила два немецких самолета! Назовите Лерой!»
В детстве в Киеве, куда перебралась семья, Заклунная хотела стать кем угодно (даже летчицей!), но никак не актрисой. А в школе записывалась во всевозможные кружки от чтецкого до домоводческого, поэтому, когда к ним пришла замечательный педагог Любовь Григорьевна Шах, Лера подалась в театральную студию. Лет в 13 играла вовсю, но никаких дальнейших перспектив за этим не подразумевалось: «Для меня театр представлялся особенной закрытой областью, в которую попадают какие-то уникальные люди. А что когда-нибудь и я смогу этим заниматься, даже представить себе не могла».
После окончания школы Лера поступила в техникум. Стала техником-конструктором радиоуправляющих устройств и работала на заводе п/я 24 (потом он назывался НИИ «Квант»). «Моя работа была мне безумно интересна! – говорила Заклунная. — Представляете, наш конструкторский отдел разрабатывал приборы для космического корабля Гагарина. Когда он впервые вышел в космос, я плакала, осознавая, что там есть и моя деталька, доля моего труда. Ощущение, что ты сделал что-то собственными руками и оно почему-то работает, — потрясающее! Спустя годы не смогла бы сделать даже простейшую деталь. А тогда всё умела. Так что моя первая профессия — это никак не ошибка молодости».
Дальнейшую судьбу Леры определил случай. Раз в десять лет комиссия из Школы-студии МХАТ выезжала в разные города отбирать потенциальных студентов. Любовь Григорьевна настояла, чтобы попробовала и Заклунная. После просмотра жюри порекомендовало девушке ехать в Москву поступать: «Если честно, я это воспринимала как шутку. Странно читать интервью коллег, которые рассказывают, как бредили сценой, по пять раз пытались поступить в театральный. У меня же это произошло как-то шутя. Может, это была та самая рука судьбы? Не знаю».

«Я родилась для старших ролей»
Остаться в Москве по окончании учебы Заклунная даже не думала, хотя возможность такая была. Во-первых, потому что была очень домашней, хотела назад в Киев. Во-вторых, актрису пригласил в свою труппу Юрий Лавров, который в то время руководил Театром русской драмы: «У меня не было такого ощущения, что там, в Москве, со мной может произойти что-то сверхъестественное. Конечно, если бы в то время нашелся какой-нибудь Ефремов или Любимов и сказал: “Вот! Это моя актриса”, я бы подумала. А так… Мне предлагали идти в Театр Станиславского, в Театр Пушкина, после приглашал Гончаров, Захаров хотел сделать пару на сцене со мной и Олегом Янковским.
А на сцене Театра русской драмы у меня была возможность играть много, играть то, что я хочу. Мне повезло, первой моей ролью была Катя в “Хождениях по мукам”. Никто из наших однокурсников не начинал с такой серьезной работы. Там, в Москве, везет лишь единицам. Остальные снимаются в клипах, на телевидении, лишь изредка “подыгрывая” в театре».
Артистку полностью поглотила работа. Прибавились и съемки в кинокартинах. Так что, к началу съемок фильма «Место встречи изменить нельзя» Валерия Заклунная уже была известной. Роль в фильме Станислава Говорухина о банде «Черная кошка», долгое время терроризировавшей Москву, актриса отвергла сразу, посчитав ниже своего достоинства играть в детективе. Но Говорухин думал иначе, поскольку был хорошо знаком с актрисой.
Позже, в многочисленных интервью, он признавался, что, представляя бандитскую малину, рисовал в воображении руку красивой женщины с ярко-красным маникюром, которая гладит черного кота. А рядом с лидером самой страшной банды всей эпохи должна быть именно красавица — причем не кукольная девица с обложки, а личность. Такой была Валерия Заклунная. И режиссер придумал способ, как затянуть актрису в свой фильм.
Станислав Говорухин решил ее обмануть. Сыграл на актерских амбициях, сказав, что приглашает на главную роль. «В главных ролях будешь ты и Владимир Высоцкий. Ты будешь играть главную бандитку. Это очень серьезная роль», — именно эти слова помогли получить согласие Валерии на участие в съемках. Интересно, что Заклунная снималась вообще без проб. Говорухин не видел другую актрису в роли подруги Горбатого.
У Глаши в фильме «Место встречи изменить нельзя» лишь несколько коротких реплик. Тем не менее, образ настолько яркий, что представить фильм без Валерии Заклунной просто невозможно. Роль главной бандитки (в этом режиссер не обманул актрису) действительно принесла ей огромную славу. Увы, после фильма «Место встречи изменить нельзя», снятого в 1979 году, работы в кино становилось все меньше. По иронии судьбы, Валерии предлагали только роли красивых уголовниц, которые были похожи на знаменитый персонаж. Она не могла бесконечно дублировать одно и то же.
Оставался театр — ее отдушина. К этой работе она относилась с особым трепетом: «Каждая роль для меня как последняя». К каждому спектаклю начинала готовиться с самого утра. Приходила пораньше, сама гримировалась и одевалась. «Я родилась для старших ролей, — говорила Заклунная. — В театре есть актрисы-инженю, травести, есть “молодые героини”, а есть артисты, которые рождаются, чтобы играть в среднем или в зрелом возрасте. Вот, например, Евгения Ханаева блестяще играла Елизавету в “Марии Стюарт”, а юных девочек не играла никогда. Ее внешние и внутренние данные копились именно на этот возраст.
Инженюшки — несчастные девочки. Они играют до поры до времени, потом вдруг начинает не хватать характерности, драматического начала, что просто необходимо для более зрелых ролей. А может, не находится режиссер, который плавно перевел бы в следующее амплуа, в другое качество, помог бы перестроиться. Ведь это его задача — смотреть вперед, понимать, что сейчас вы — молодая актриса, потом станете чуть взрослее, сознательнее, со временем в вас проступит характер, потом вы сможете разрешить себя состарить. А ведь есть актрисы, которые до старости выходят на сцену, подтягивая себе носик. Это очень тяжелый процесс, и одному его не всегда удается осилить. Рядышком должен находиться кто-нибудь заинтересованный — режиссер либо разумный партнер. Вы знаете, как женщине страшно стариться? Появляются первые морщинки, и она уже страдает, а допустить, чтобы это увидел кто-то, — ужасно сложно».

Второй брак называла «несчастным случаем»
Впервые актриса вышла замуж на четвертом курсе МХАТа за своего однокурсника Гарри Бардина. Брак продлился всего один месяц. Заклунная хотела вернуться в родной Киев, а Бардин собирался делать карьеру в Москве. Кроме того, они были слишком разными. И расстались практически безболезненно.
Второй раз актриса вышла замуж уже в Киеве за коллегу по театру, актера Валерия Сивача. Впоследствии она называла этот брак «несчастным случаем». Но тот продлился целых 18 лет. Брак был тяжелым. В нем случались и измены мужа, и творческая зависть, ревность, когда в театре актриса, к примеру, получала главную роль, а ее муж нет, и наоборот. Пара так долго продержалась вместе потому, что оба постоянно были в разъездах, на многочисленных гастролях, позволявших не встречаться друг с другом долгое время. Как рассказывала Заклунная, за бесконечными съемками, репетициями некогда было остановиться и подумать. Но однажды такой момент пришел. Развод был болезненным. Бывший муж забрал половину вещей актрисы — в том числе и те, которые ему не принадлежали.
Как-то ее театр выхлопотал себе дополнительное здание. Труппа уже обустраивалась на новом месте, когда выяснилось, что на это же здание претендует Министерство культуры. Валерия решила не оставаться в стороне и пошла на прием в Минкульт, чтобы поспособствовать решению проблем. Там актриса познакомилась с секретарем по идеологической работе Александром Мироненко. Начался роман, Мироненко стал третьим мужем актрисы, и они прожили душа в душу почти 30 лет.

«Слабее и ранимее меня нет»
«Одно время, когда окружающие обращались ко мне по имени-отчеству — Валерия Гаврииловна, меня просто колотило, — признавалась актриса. — Привыкла, что все вокруг всегда звали Лерой, Леруськой, часто даже Валерой. Я росла пацанкой и дружила только с мальчишками: Валерка, Колька, Кирка, Мирка — такая была компания. И я была счастливым человеком, потому что меня окружали такие ребята! Никто не смел меня обидеть. Наверное, теперь можно сказать, что у меня мужской склад характера. И не только из-за того мальчишеского окружения, в котором я росла. Просто в жизни приходится столько всего делать самой: приготовить, купить, убрать, постирать, думать за кого-то, выстраивать роль. Это нелегкий труд. Я постоянно заставляю себя быть сильной женщиной, но в то же время знаю, что слабее и ранимее меня нет.
В театре я не капризная актриса. А при работе с режиссером даже наоборот — послушна, как ученица. Меня так научили. Получив роль, я несколько раз от руки ее переписываю, чтобы лучше запомнить. И потом, на репетициях, абсолютно четко иду по задачам режиссера. Конечно же, параллельно у меня есть и свое персональное видение этой роли. И как только режиссер говорит, что все нормально, что все получилось, я прошу разрешения на свою пробу. Это каприз? Нет, скорее желание сделать роль лучше. Я знаю, где в каком месте у меня болит, и эту боль я могу на сцене передать — от этого моя роль становится только лучше».
Она считала, что артисты кокетничают, когда жалуются, что их утомляют слава и поклонники: «Разве может раздражать человек, который подходит и говорит, что видел мой спектакль, начинает делиться своими впечатлениями? Напротив, он становится мне интересен. Может быть, это проявление моего эгоизма, но я сразу же пытаюсь вытянуть из него что-нибудь полезное для себя, точнее, для роли. Вдруг он подскажет какой-то ход, вдруг я чего-то не заметила, а роль можно было так повернуть, что она стала бы лучше. Тем более у нас есть поклонники, которые на спектакли ходят по нескольку раз и могут сравнить, подсказать, чем прошлый был лучше или хуже сегодняшнего, где я ошиблась. Такой зритель не может утомить. Ну, а если после спектакля ты идешь по улице вся мокрая, а тебя хватают за фалды, комплиментами осыпают, сюсюкают, в глаза заглядывают — это, конечно же, неприятно».
Заклунная играла до последних дней жизни, ее не стало 22 октября 2016 года. В одних изданиях писали, что Валерию Гаврииловну подкосил рак легких, в других – что она умерла от сердечного приступа. Близкие актрисы воздержались от официального заявления.

Лина Лисицына
http://24smi.org, http://novaya.com.uahttp://Napensii.ua

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version