Зрители запомнили его по роли профессора Мориарти
Все его знали по блистательно сыгранной роли в телесериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Самому Виктору Ивановичу было досадно, что его ассоциируют только с образом Мориарти.
Мечтал сыграть Гамлета
Он родился 10 сентября 1948 года в Куйбышеве в семье военного летчика и поначалу сам намеревался пойти по стопам отца. Но после службы в армии выбрал другой путь и подал документы в ГИТИС. На вступительных экзаменах Евграфова попросили сбрить усы, чтобы хорошо рассмотреть его лицо. Затем спросили, кто такой Ибсен. «А мне некогда было читать — я спортом занимался. И я ответил экзаменаторам, что не помню точно, как называются произведения Ибсена, но могу любое из них прочитать наизусть. Мне повезло: заканчивался рабочий день, и члены комиссии хотели пойти домой. Ничего читать не потребовалось», — вспоминал Виктор Евграфов.
После окончания института он мечтал о роли Гамлета: «Этот образ мне нравился тем, что он наполнен трагедией, в нем чувствуется высшее проявление эмоционального состояния актера. В какой-то момент Тараторкин перевелся из Самарского театра юного зрителя в Москву и освободил заветную роль Гамлета.
Меня пригласили на эту роль, но не все были рады такому повороту. Потому что на тот момент я считался молодым актером, и тут сразу меня ставят на главную роль. Но мне уже было 30 лет, и я должен был играть судьбы. В итоге благодаря моему учителю Анатолию Ходюшину вместо театра я попал в кинематограф».
В общей сложности Евграфов снялся в 25 фильмах. Его первая работа по одноименной повести Гоголя в художественном телефильме «Нос» состоялась в 1977 году. В нем актер сыграл роль второго плана, кучера. Немного позже он начал сниматься в 2-3 фильмах в год. А потом получил роль монаха-книжника в историческом фильме «Ярославна, королева Франции». Когда в Куйбышеве, в кинотеатре «Художественный», показывали впервые этот фильм, вспоминал актер, его отец трижды ходил на премьерные показы. А потом сказал: «Только после третьего раза я поверил, что это мой сын».
«Душа рвалась от безысходности»
Многие полагают, что актерская профессия — одна из самых зависимых. У Виктора Ивановича было другое мнение: «Она дает прекрасную возможность для самовыражения. Особенно это относится к кино. Каждые съемки для меня — это переход в какое-то другое, измененное состояние. Чего в жизни не достает – можно доиграть в ролях».
Сам он считал, что не до конца использовал свой потенциал в кино. Мечтал, например, поработать с Шукшиным. Не случилось — Василий Макарович так и не успел снять своего «Разина». Остались не воплощенными и некоторые театральные мечты Евграфова. Но все же зрители его знали, особенно запомнился он своей ролью злодея в самых драматических сериях шерлокиады — «Смертельная схватка» и «Охота на тигра». Одной из самых драматических сцен, которая вызвала бурю эмоций у зрителей, была «гибель» Шерлока Холмса у водопада. Сам по себе образ профессора Мориарти — это настоящее воплощение хитрости, коварства и истинного зла.
Сцена у водопада стала для Евграфова в некой мере даже пророческой. Многие помнят, как профессор Мориарти срывается в бездну и погибает. В 1994 году на съёмках приключенческого фильма «В империи орлов» Виктор в качестве каскадёра получил тяжёлую травму. Съемки проходили на палубе корабля. Евграфов и еще несколько каскадеров летели на канате. Внизу они поочередно приземлялись на страховочные маты и быстро откатывались в сторону. Один парень, приземлившись, не успел переместиться, и Евграфов полетел прямо на него. Чтобы не покалечить товарища, пришлось приземляться не на маты, а на жесткую палубу. Виктор Иванович получил множественные травмы, в том числе и позвоночника. Восстановление заняло у актера долгие годы.
Тогда он увлекся рисованием и к этому своему призванию подходил очень строго. Около полутысячи работ, которые счел неудачными, сжег. Одна из его персональных выставок называлась «Мои несыгранные роли». Его картины — таинственные, странные, в переплетениях экспрессивных цветовых вихрей. Некоторые из них наводили ужас. И названия были соответствующие – «Непогребенные», «Сон вурдалака».
«Состояние после травмы было отчаянное. Одеваться каждый раз приходилось по два часа. Душа рвалась от безысходности, — вспоминал Евграфов. — И я стал рисовать. Постепенно через рисунок пришло освобождение от духовной и физической боли. Это был стон моей души и вместе с тем — обретение чего-то нового, без чего не было бы продолжения жизни. И кажется, мне удалось воссоздать в этих образах свой мир — несыгранных ролей, нереализованных желаний».
Актер переехал на родину, в Самарскую область и полностью посвятил себя преподаванию. Помимо руководства исторической студией «Коловрат», он также занимался подготовкой каскадеров и вел два актерских курса в Волжском университете имени Татищева. Накануне смерти Виктор Евграфов созвонился с директором киностудии «Самарафильм» Олегом Ракшиным, рассказал, что в последнее время очень плохо себя чувствует. Виктор Иванович попросил связать его с союзом кинематографистов для того, чтобы он смог передать им свои архивы и договориться о личной встрече. Но, к сожалению, на следующий день встреча так и не состоялась. Актер не отвечал на звонки, и, заподозрив что-то неладное, его племянник отправился в квартиру Евграфова, где и обнаружил его тело. Известно, что актер имел проблемы с сердечно-сосудистой системой, поэтому смерть быстро настигла артиста – у него оторвался тромб.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Progorodsamara.ru, Sova.info, Stuki-druki.com