Большинство телезрителей знают Юрия Вяземского как бессменного ведущего телепередачи «Умники и умницы». А ведь он ещё философ, кандидат исторических наук и писатель. Недавно Юрий Вяземский представил свой новый роман-сагу «Молот Тора» из цикла «Бесов нос», в котором переплелись современность и скандинавский эпос.
— Юрий Павлович, о чём ваш роман?
— Половина его событий происходит в наше время, точнее, в 2012 году, если будете читать — поймёте, почему. А другая половина относится к IX веку. Книга о том, с чего всё начиналось, об исторических повторах и параллелях и о многом другом.
— Вы так подробно описываете жизнь викингов, что создаётся впечатление, будто бы сами жили в то время. Интересно, на какие исторические источники вы опирались?
— Спасибо за добрые слова! Кстати, Эдуард Успенский, царствие ему небесное, как-то признался, что мой предыдущий роман «Детство Понтия Пилата» он прочитал два раза. Я очень удивился, а он сказал: «У меня появилось ощущение, что вы жили в Древнем Риме». Я так устроен, что, прежде чем писать что-то на историческую тему, мне надо собрать все материалы, которые только есть.
Увы, но что в IX веке у нас происходило, никто не знает. «Повесть временных лет» написана спустя два с половиной века после этих событий. И автор её назвал не анналы, не леты, а повесть, то есть, сочинение художественное. А вот во Франции, в Германии давно существовали летописцы. И оттуда видно, что у викингов-норманнов существовали два пути: западный и восточный. Пацаны наезжали, грабили — извините, я перешёл на лексику 1990-х, потому что всё очень похоже происходило, — пока какой-нибудь князь не предлагал им дать землицу в обмен на защиту от других таких же бандитов. Чтобы лучше почувствовать ту эпоху, я объездил всю Швецию, Норвегию, Данию, не говоря уж о России.
— Хотели бы, чтобы ваша сага получила киновоплощение?
— Категорически не хотел бы. Кино — страшная штука, оно убивает литературу. А потом, по деньгам это только Голливуд может снять, но Голливуд снимает только голливудские фильмы: там голливудская Троя, голливудский Одиссей. И всё это не имеет никакого отношения ни к Трое, ни к Одиссею.
— Как вы обычно работаете?
— Когда-то я, естественно, писал от руки. Но у меня почерк такой, что я просто не чувствую, что пишу, у меня какие-то каракули получаются. Поэтому я довольно быстро освоил печатную машинку и долго не хотел переходить на компьютер. Но сын меня заставил. И я теперь от этого получаю колоссальное удовольствие. Я работаю на двух компьютерах. В одном у меня архив. Все материалы взяты из очень серьёзных источников. Например, ты сразу находишь, какие там исторические события происходили в то или иное время, какое было оружие, какая одежда. Это страшно удобно.
— Ваша супруга — шеф-редактор программы «Умники и умницы». В писательском деле она вам тоже помогает?
— Если я вдруг не понимаю, как одеть женский персонаж, обращаюсь к жене. Она сразу спрашивает: а какой характер у женщины, какого цвета волосы? В том, что касается одежды и украшений, я без жены работать не могу, она у меня в этом эксперт. А ещё, когда долго над чем-то работаешь и этим живёшь, потом не сразу удаётся переключиться на нормальную жизнь. И тогда Таня говорит: «Юра-а, работа закончена, ты на кухне, я твоя жена Таня. Это не IX век и не Древний Рим. Переключайся, возвращайся ко мне, дорогой!»
— Кто первым читает ваши книги, ваша супруга?
— Да, но вообще-то самый первый читатель я сам. Это важный момент, потому что планируешь одно, а получается совсем другое. То, что люди называют вдохновением, тебе не подчиняется. Например, у меня запланировано, что этот герой другого убьёт, а он вдруг действует иначе. И через месяц-другой вдруг обнаруживаешь: написал совсем не то, что ожидал.
Ирина Колпакова
«Северо-запад»