Как ложь распознать: движение глаз, голос, кашель

0

Человек может соврать, а вот его мимика – редко, потому что не подконтрольна ему. Способен ли ведущий допрос следователь прочесть язык жестов, который невозможно скрыть, и на этом основании изобличить человека во вранье?

Выбор точки отсчета
Бывший следователь Виталий Филиппов напомнил базовое понятие криминалистики, которое трактует допрос как самое сложное следственное действие. Поскольку в нем следователю часто противостоит человек, не желающий говорить правду. Ложь в показаниях – тоже информация, которую необходимо учесть, только со знаком «минус».
В обычном общении человек чувствует себя комфортно. В условиях допроса, т.е. стресса – дискомфортно. Задача следователя — уловить разницу в невербальных сигналах, подаваемых человеком на допросе помимо воли.
«Изначально надо знать, как человек чувствует себя в комфортной среде. А то может он всегда такой нервный и дерганный. У него будут всегда дрожать руки, трястись и постукивать нога, он будет отводить глаза, а его естественную нервозность вы ошибочно примете за попытку обмануть», — объясняет Филиппов.
Поэтому умный следователь, по словам эксперта, сначала создаст максимально комфортную ситуацию, чтобы зафиксировать в сознании основные признаки характерной модели поведения «клиента». То есть, постарается отсечь невербальные признаки, якобы свидетельствующие об искажения информации, если они вызваны не ложью, а стрессом.

Глаза – универсальный детектор
Одно время была крайне модной и популярной такая наука, как НЛП (нейролингвистическое программирование). В ней, в частности, предлагалось до автоматизма научиться считывать и классифицировать движения глаз собеседника. Люди действительно перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какой типа мышления задействован.
«Сам я в полной мере не владею искусством считывания сигналов, посылаемых глазами. Хотя какие-то базовые понятия мне, конечно, знакомы. Например, движение глаз налево вверх свидетельствует о попытке человека реально что-то вспомнить. Как и расфокусировка глаз. В то время как движение направо вверх говорит о том, что человек какой-то образ уже не вспоминает, а конструирует», — рассказывает эксперт.
Хорошие психологи придают особое значение даже последовательностям невольно подаваемых сигналов. Например, типичная цепочка движения глаз лгуна, называемая «детектором лжи», это вправо вверх – влево вниз. Она означает, что человек сначала нафантазировал, а потом постарался укоренить в сознании собственную выдумку и воспроизвести ее следователю.
Филиппов говорит, что среди тех, кто раскалывает обманщиков, не все специально заучивают, как выглядят эти микродвижения. «Не все читали книги Алана Пиза и Пола Экмана (психологи, разработавшие методики выявления лжи). Очевидно, какие-то паттерны зашиты в нашем восприятии изначально, и ложь мы считываем не «геометрически», по учебнику, а интуитивно», – предполагает Филиппов.

Жесты и положения тела
Человек обычно сопровождает свою речь жестикуляцией рук, движениями головы, кивая в такт тому, что говорит. Следователь на допросе учитывает это.
«Реальная эмоция проявляется синхронно с речью. А фальшивая – отображается на лице с небольшой задержкой. Потому что человек сначала врет, а потом соображает, что нужно изобразить соответствующую эмоцию», – делится наблюдениями Филиппов.
Если на допросе человек прикрывает глаза руками или хотя бы прикасается к ним, это признак вранья. Женщины вроде как поправляют макияж. Таким образом, лгуны уклоняются от зрительного контакта.
Еще один важный маркер лжи проявляется, когда человек начинает сильно потеть. Происходит это тоже из-за учащения пульса, из-за нервов, дискомфорта. Допрашиваемый начинает оттягивать ворот рубашки или расстегивает верхние пуговицы.
«Вообще-то, для лжеца контролировать движения тела гораздо легче, чем речь или мимику. Поэтому уличать обманщика надо только по совокупности признаков», — уточняет эксперт.

Слушать не что говорит, а как
Голос человека сильнее зависит от транслируемых эмоций. «Эмоции ускоряют пульс, а когда он подскакивает, голос тоже меняется. Если ты не оканчивал специальную разведшколу или не йог, умеющий моментально замедлять пульс, то речь твоя сильно изменится, как только станешь юлить», – утверждает Филиппов.
Что же получается, сигналы в голосе – его высота, громкость, тон и темп речи – помогают получить информацию о степени честности? Да, это так. На допросе человек начинает перемежать речь обилием междометий, повышать тон голоса, излишне эмоционировать, говорить утрированно тихо или, наоборот, слишком громко. Лжец часто говорит громко, подсознательно желая заставить следователя себе поверить. «Когда мы врем, наша вегетативная нервная система начинает работать активнее, дыхание изменяется, речь перестает быть плавной. Мышцы гортани напрягаются. Именно потому некоторые не умеют врать: их выдает дрожащий голос», – говорит Филиппов.
Конечно, не все люди, у которых дрожит голос, лгут. Необходимо установить, что для данного человека – норма, и только потом оценивать любые отклонения от нее. Именно поэтому эксперт и акцентировал внимание на умении следователя чередовать фазы общения. Чтобы было с чем сравнивать.
Кстати, когда человек часто кашляет без видимых признаков болезни, это, по словам эксперта, тоже признак вранья. Так человек снимает избыточное напряжение.
В завершение разговора эксперт делает неожиданное признание: «Вообще, я так скажу: в идеале следователь должен задавать те вопросы, на которые уже знает ответы. Обычно он не больно-то ориентируется лишь на слова подследственного. Допросу предшествует кропотливая работа по сбору доказательственной базы».
Именно поэтому, по словам эксперта, на допросе важнее не то, что человек говорит, а то, как он это делает.

Артем Кирпичев, «Подмосковье сегодня» (mosregtoday.ru)

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version