Мировые СМИ с удовольствием обсуждают выплывшую информацию о мутных сделках Рияда Саламе, проведенных через разные европейские страны.
Рияд Саламе наконец покинул пост главы ЦБ Ливана, который он занимал 30 лет – с 1993 года. Но кабинет министров так и не смог найти ему замену — на заседание просто пришло слишком мало министров, кворум не собрался. Законодательство Ливана предписывает в таком случае поднять на пост самого старшего из вице-президентов ЦБ, но все замы пригрозили отставкой, если такое произойдет. Должность в текущих реалиях расстрельная.
Только Саламе ушел с поста председателя ЦБ Ливана, и тут же сдвинулся с мертвой точки аудит, который не могли начать с 2020 года.
Проведенная Alvarez & Marsal проверка обнаружила доказательства того, что с 2015 по 2020 со счетов ЦБ незаконно выплачивались комиссионные на общую сумму в 111 млн. долларов. Предполагается, что это продолжение схемы с Forry, по которой Саламе вместе со своим братом вывели из ЦБ 333 млн. долларов с 2002 по 2015 годы. По заключению A&M, в Центробанке отсутствовали общие механизмы надлежащего управления и управления рисками, и аудиторы посоветовали улучшить надзор, чтобы снизить дополнительные риски, возникающие в результате неправомерных действий ЦБ.
Центробанк выкачивал доллары из обычных банков Ливана под высокие проценты, чтобы финансировать и без того погрязшее в долгах правительство. По расчетам аудиторов, в результате этой схемы убытки составили 76 млрд. долларов. Критики называли эту политику схемой Понци (т.е. финансовой пирамидой), так как она зависела от новых займов для погашения уже существующих. ЦБ всегда отвергал эти обвинения и утверждал, что все проходит законно.
Причем с чисто политической стороны все стрелки собираются переводить на самого Саламе — изучившие протоколы заседаний совета ЦБ аудиторы утверждают, что руководитель ведомства монополизировал все обсуждения и процесс принятия решений, и это поведение ниже даже самых низких планок стандартов надлежащего управления, принятых в международной практике.
А мировые СМИ пишут, что Саламе использовал 3 люксембургские компании (BR 209 Invest SA, Stockwell Investissement SA и Fulwood Invest), чтобы перевести на них 100 млн. долларов, на которые потом приобрел ряд активов в Европе.
В Великобритании с 2012 по 2020 он приобрел недвижимости на 36.5 млн. фунтов. Особенно позабавил один из случаев — Fulwood Invest приобрела большой промышленный парк в Бристоле, площади которого сдали в аренду мутной компании по управлению недвижимостью, а они в свою очередь сдали их — кому бы вы думали? — дочерней компании «Боинга» на Британских островах — Boeing Defence UK. Причем на солидный срок — с 2008 года Саламе через эту схему получал от «Боинга» более 900 тыс. фунтов в год.
А правоохранительным органам Франции весной 2021 года поступило аж две жалобы на Саламе. «Уважаемого» человека, главу ЦБ Ливана, обвиняли в коррупции, мошенничестве и отмывании денег. В жалобах упоминались активы на сотни миллионов евро и подозрительные сделки, когда другие «уважаемые» люди из ливанской элиты приобретали недвижимость во Франции. Сам Саламе, который, разумеется, успел обзавестись и французским гражданством, заявил, что он заработал приличную сумму до начала работы в ЦБ и теперь ничто не запрещает ему ее инвестировать. Также сообщается, что в октябре 2021 французская полиция ворвалась в один из домов Саламе в Париже, и его подвергли допросу. Эта история ранее не попадала в СМИ. Получившие доступ к материалам тех допросов новостные агентства ехидно отмечают, что французские силовики отметили Саламе в документах как «безработного», хотя в ходе допроса они пытались выяснить, на какие такие средства глава ЦБ Ливана приобрел во Франции столько собственности.
Расследование шло и в Швейцарии, вот в связи с каким делом. ЦБ Ливана заключил брокерский договор с фирмой Forry Associates, зарегистрированной на Британских Виргинских островах и принадлежащей… брату Саламе. Разумеется, простое совпадение. За услуги, связанные с еврооблигациями и казначейскими векселями, компания получила с 2002 по 2015 годы 333 млн. долларов. А она уже перевела их на счета в швейцарских банках, контролируемые предприимчивыми братьями. Также выяснилось, что маленькая и скромная панамская компания, принадлежащая Саламе, купила долю в лондонской компании по управлению активами, принадлежащей… правильно, его сыну. А потом доля была продана одному из крупнейших банков Ливана. Возможность наличия в сделке конфликта интересов Рияд Саламе отрицал.
И несколько любопытных фактов, так сказать, на закуску:
— Июль 2021, замгоссекретаря США и бывший посол в Ливане Дэвид Хейл: мы не видели улик о причастности Рияда Саламе к коррупции.
— Февраль 2022, посол США в Ливане Дороти Ши: звонит премьер-министру страны и требует не допустить того, чтобы Рияда Саламе принудительно привели на допрос по повестке.
— Август 2023, США и Великобритания вводят санкции против Рияда Саламе за незаконное обогащение. Вместе с ним под ограничения попали его брат Раджа, помощница Марианна Хоайек и любовница Анна Косакова. А что случилось?
Источник: t.me/arabica_channel