Нефтяной апокалипсис в мире спровоцирует закон США

0

Юридический комитет Сената США 5 мая одобрил законопроект NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), или Акт по противодействию картелям производителей и экспортеров нефти.

Фактически законопроект направлен против одного картеля – ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC). ОПЕК – международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Была основана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы. В настоящее время в состав ОПЕК входят 13 стран: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея. Страны-члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти (примерно 1.200 млрд. баррелей). На их долю приходится около 35 процентов всемирной добычи и почти половина мирового экспорта нефти.

В ноябре 2016 года появился расширенный формат соглашения, получившего название ОПЕК плюс. В ОПЕК плюс участвуют десять стран – Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан. На ОПЕК плюс приходится около 55 процентов мировой добычи черного золота.

Шестидесятилетний опыт организации показывает, что она действительно имеет возможности управлять ценами на мировом рынке нефти путем соглашений о квотах на её добычу и экспорт.

Из ведущих производителей нефти за рамками ОПЕК плюс находятся Соединенные Штаты; их доля в мировой добыче нефти составляла в 2020 году, по оценкам British Petroleum, около 17 процентов. Также Канада (6,1 проц.), Китай (4,7 проц.) и Бразилия (3,8 проц.).

Законопроект NOPEC направлен против ОПЕК плюс, группы 23 государств.

Хотя США на сегодняшний день занимают высшую строчку в рейтинге стран по объемам добычи черного золота, подавляющая часть добываемой в США нефти предназначена для внутреннего потребления. На внешний рынок идет небольшая часть добычи. В рейтинге стран по величине нефтяного экспорта США занимают лишь восьмую строчку. К тому же США одновременно с вывозом нефти занимаются ее импортом (некоторых сортов для американских НПЗ). США, конечно, заинтересованы в поддержании цен на нефть на определенно высоком уровне, но им не нужны заоблачные цены на черное золото. Это повышает издержки в американской экономике, потребляющей гигантские количества нефти.

На протяжении нескольких месяцев Вашингтон вел переговоры с Саудовской Аравией и ОАЭ для того, чтобы они сами и их партнеры по ОПЕК и ОПЕК плюс увеличили добычу нефти и сдержали бы рост цен на черное золото. Переговоры Вашингтону успеха не принесли. Цены на нефть сегодня вышли на уровень, превышающий 100 долларов за баррель, а могут взлететь до 150 и даже 200 долларов за баррель. А ведь США спровоцировали рост цен на энергоносители своими санкционными действиями. Шестой санкционный пакет Евросоюза называют нефтяным, он предусматривает отказ стран-членов ЕС от российской нефти в кратчайшие сроки (до конца года). Саудовскую Аравию и ее партнеров нынешние цены очень даже устраивают. И дело не только в коммерческом интересе. Отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном сегодня напряжены. Из-за высоких цен на нефть сначала в Европе, а затем и во всем мире разразится глобальный энергетический кризис. Почти полвека назад (в 1973 году) был уже энергетический кризис, связанный с четырехкратным ростом цен на черное золото.

Суть NOPEC – предоставить американскому Минюсту полномочия подавать иски к участникам ОПЕК за нарушения антимонопольного законодательства. Нарушения должны определяться на основе такого критерия, как соответствие или несоответствие американским антимонопольным законам. Первый из них – антитрестовский закон Шермана (Sherman Act) 1890 года. Тогда благодаря этому закону удалось добиться разукрупнения нефтяного треста Джона Рокфеллера Standard Oil. Разукрупнение было проведено, но ряд новых компаний все равно остались под контролем Рокфеллера, заключив между собой картельное соглашение. Потом стали приниматься антикартельные законы. Радикальной победы над монополиями в США добиться не удалось. А со времен президента Рейгана об антимонопольном законодательстве в США вообще забыли. И вот вспомнили. Но не для того, чтобы бороться с монополизацией в американской экономике, а для того, чтобы бороться с ОПЕК плюс.

В Конгрессе США было много попыток (всего 16) вносить на обсуждение разные версии NOPEC. Кажется, первая была предпринята в 2000 году, последняя – в прошлом. Однако продвижение документа обычно блокировалось на ранней стадии. Конгрессмены проявляли благоразумие, понимая, что принятие такого закона может привести к полному хаосу в международных отношениях и создать для Америки эффект бумеранга. Правда, однажды в 2007 году при президенте США Джордже Буше-младшем один из вариантов законопроекта провели через сенат и палату представителей, но не стали отправлять на подпись президенту, поскольку тот обещал наложить вето. Сегодня наблюдатели отмечают гораздо большую поддержку законопроекта NOPEC в Конгрессе США. Вероятность того, что NOPEC станет законом, достаточно высока. «Перспективы прохождения выглядят лучше, чем за последние 15 лет», – приводит агентство Bloomberg слова Кевина Бука, главы компании Clear View Energy Partners.

NOPEC имеет все признаки законодательного акта экстерриториального действия. Механизм исполнения судебных антимонопольных решений против других государств в документе не прописан. Скорее всего, американский суд будет просто оглашать факт нарушения той или иной страной, входящей в ОПЕК плюс, американского антимонопольного законодательства. А далее будут включаться процедуры введения санкций. Количество целей может вырасти до 23 (число стран, входящих в ОПЕК плюс). Наверняка прямые санкции в рамках NOPEC будут дополняться вторичными санкциями против стран, которые будут продолжать сотрудничество со странами ОПЕК плюс. А к такому сотрудничеству будет отнесено и получение нефти от той или иной страны, входящей в ОПЕК плюс. Между тем, нефть у стран ОПЕК плюс сегодня покупают почти все страны мира.

NOPEC может стать детонатором большой, даже глобальной санкционной войны. И уж тогда цена одного барреля нефти достигнет не 100 и даже не 200 долларов, а 500 или 1000 долларов. NOPEC – мина замедленного действия, после взрыва которой в мире наступит нефтяной апокалипсис.

Валентин Катасонов, ФСК

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version