Опасные игры вокруг Тайваня, или Война на рынке чипов

0

Кто держит за горло мировую микроэлектронику?

Несколько десятилетий в отношениях между США и Китайской Народной Республикой (КНР) важнейшим вопросом, подпитывающим противоречия двух государств, является Тайвань, это историческая часть единого Китая, которая отделилась от континентальной его части после Второй мировой войны.

КНР, опираясь на свою экономическую мощь и растущий политический авторитет в мире, многократно предпринимала попытки возвращения Тайваня в лоно единого Китая на основе принципа «Одна страна, две системы». Этот принцип практически осуществляется в отношении Гонконга и Макао. Однако руководство Тайваня, на словах поддерживая принцип единого Китая, фактически уходило от предложений Пекина.

У Тайваня были всегда тесные отношения с Соединенными Штатами. Президент США Дональд Трамп, который находился в Белом доме в 2017-2021 годах, сильно обострил американо-китайские отношения по всем направлениям. И одним из проявлений обострения стала политическая поддержка Трампом независимости Тайваня от КНР.

Кровь экономики

О Тайване как политическом раздражителе в отношениях США и КНР пишут много. Но есть еще один аспект проблемы, который можно назвать экономическим и технологическим. В последнее десятилетие Тайвань занял ведущие в мире позиции по производству микроэлектроники, особенно таких продуктов, как полупроводники, микросхемы (чипы), процессоры. Сейчас Тайвань – безусловный лидер на мировом рынке этой продукции. От него отстают и США, и КНР, и другие страны, которые считаются продвинутыми по части микроэлектроники (Европа, Япония, Южная Корея и др.). Электронные чипы сегодня называют кровью экономики. Это неотъемлемая часть оружия и другой военной техники, космических аппаратов, медицинского и научного оборудования, бытовой техники, автомобилей, самолетов и т. д., и т. п. И снабжает мировую экономику этой «кровью» небольшой остров, который по величине ВВП занимает лишь 21-е место в мире, а по численности населения – 53-е. Эксперты приводят оценку: на Тайвань приходится более 50 процентов мирового рынка микрочипов.

Объем мирового рынка полупроводниковых приборов в 2021 году составил 555 млрд. долл. – на 26,2 проц. больше, чем в 2020 году, а объем рынка потребительской электроники – более 1 трлн. долларов. В то время как рынок нефти и газа в среднем ежегодно растет на 12,3 проц., чипы уже называют новой нефтью.

Особенностью Тайваня является то, что он занимается микрочипами только сегодняшнего дня и одновременно готовит к производству микрочипы завтрашнего дня. Так, к наиболее совершенным продуктам отрасли относятся микрочипы с показателями 10 и менее нанометров (один нанометр – микрон в минус третьей степени). Тайвань заявил, что во второй половине 2022 года он приступит к производству чипа с показателем 3 нанометра. Так вот, если рассматривать рынок только современных, наиболее продвинутых микросхем, то доля Тайваня на нем будет превышать 90 процентов. Кое-что из продвинутых микрочипов производится в США. Однако американские компании ныне предпочитают лишь заниматься разработкой микрочипов новых поколений, их производство им уже не под силу. И они отдают такое производство на аутсорсинг Тайваню. Тайвань превратился в мировую мастерскую микрочипов, которые он производит по заказам компаний из самых разных стран (это называется контрактным производством).

Конкретно такой мировой мастерской выступает Тайваньская компания по производству полупроводников – TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company). Крупными клиентами компании являются HiSilicon, MediaTek, Huawei, Realtek, AMD, NVIDIA, Qualcomm, ARM Holdings, Altera, Xilinx, Apple, Broadcom, Conexant, Intel. Основанная в 1987 году правительством Китайской Республики (Тайвань) и американскими акционерами, TSMC за 35 лет своего существования совершила почти вертикальный взлёт. Согласно последним данным (на 7 ноября 2021 года), капитализация компании составила 611 млрд. долл. Число сотрудников в конце 2020 года – около 57 тыс. человек. Главный секрет успеха компании – самое передовое производственное оборудование и специалисты высочайшей квалификации. TSMC имеет свои офисы в США, Китае, Индии, Японии, Южной Корее и Нидерландах. Главная задача зарубежных представительств компании – вербовка специалистов для работы в TSMC, а также обеспечение обслуживания и поддержка производственных мощностей на главном предприятии на Тайване. Особые отношения у тайваньской компании с голландской по регистрации ASML, которая является почти монополистом по производству основных видов оборудования – фотолитографов и степперов.

Тайваньские компании создают чипы, используя технологию экстремальной ультрафиолетовой литографии (extreme ultraviolet lithography, EUV) на установках, называемых степперами, которые производятся компанией Advanced Semiconductor Materials Lithography (ASML), расположенной в городе Вельдховен. Технология EUV была впервые разработана в Ливерморской национальной лаборатории США в процессе совершенствования систем ядерного оружия. Акционерный капитал ASML контролируют американские финансовые монстры Black Rock, Fidelity, Morgan Stanley и британский инвестфонд Capital Research and Management Company. Установка EUV стоит более 120 млн. долл. и весит 180 тонн. Даже при такой цене в очереди на продукцию ASML стоят годами! Ведь в год таких машин производится всего несколько десятков штук. Сегодня ASML продает машины только пяти производителям микросхем. Три крупнейших – TSMC, Samsung и Intel – составили в 2021 году почти 84 процента ее бизнеса. По подсчетам компании TSMC, в ее собственности находится 50 процентов всех машин для литографии в жестком ультрафиолетовом диапазоне (EUV).

TSMC находится в десятке самых дорогих компаний мира вместе с пятью своими клиентами. Это американские корпорации Apple, Google, NVIDIA, Tesla, Amazon; все они разрабатывают собственные микросхемы и производят их на TSMC. Немалая часть продукции этих и других американских компаний, пользующихся услугами TSMC, создается по заказам Пентагона. Без натяжки можно сказать, что TSMC обслуживает военно-промышленный комплекс (ВПК) США и в какой-то степени является его частью.

Последней американской компанией, которая не пользовалась тайваньским аутсорсингом (размещением заказов на TSMC), была Intel. В 2020 году 80 процентов продаваемых микрочипов она производила самостоятельно. Однако в начале 2021 года руководитель компании Intel Пэт Гелсингер сделал важное заявление: «В рамках дорожной карты на 2023 год мы будем использовать наши отношения с TSMC, чтобы предоставить клиентам […] дополнительные передовые процессорные продукты. В этом сила нашей новой модели IDM 2.0 в сочетании с модульным подходом к дизайну и ведущими в отрасли технологиями упаковки Intel».

К слову, TSMC называют тайваньской компанией, но с точки зрения происхождения капитала она, скорее всего, американская. Акционерный капитал TSMC сильно распылен. Ни у одного акционера нет даже одного процента акций. Но вот список наиболее крупных акционеров: Sanders Capital; Capital Research and Management; Massachusetts Financial Services; Walter Scott and Partners Ltd. Fisher Asset Management; The Vanguard Group; JPMorgan Investment Management. Эти и все следующие за ними акционеры – американские инвестиционные фонды, банки, холдинги. Поэтому TSMC де-факто чисто американская компания, которая расположена на исторической территории Китая, оказавшейся вне контроля Пекина. Между прочим, в капитале TSMC нет никаких следов китайского капитала.

Кроме TSMC, на Тайване успешно работают такие производители чипов, как UMC (8,5 процента рынка), ProMOS, Winbond и ряд других, что делает Тайвань мировым лидером по выпуску полупроводниковых микросхем.

Тайвань. Фото pixabay.com

На мировом рынке чипов разгорается война

Вернемся к теме американо-китайских отношений. Экономическое соперничество между США и КНР развивается во многих отраслях и на многих рынках. В том числе в микроэлектронике. И США, и КНР не жалеют средств на развитие отрасли, понимая, что тот, кто является лидером в микроэлектронике, имеет все шансы стать лидером в мировой экономике, мировой политике, в военной сфере. Догнать Тайвань по микроэлектронике пока не получается ни у Вашингтона, ни у Пекина.

Сегодня можно выделить следующих ведущих производителей микропроцессоров в Китае: Huawei Technologies, Tsinghua Unigroup и China Electronics. СМИ сообщают, что китайская компания SMIC, сделав огромные инвестиции, дошла до технологического уровня 14 нанометров, но это не производство, а лишь экспериментальный экземпляр. Специалисты говорят, что Пекин сумел сам, без посторонней помощи выйти на производство микрочипов с показателем 45 нанометров. Очень хороший показатель по мировым меркам. Как видим, отставание КНР от Тайваня всё равно сохраняется. Эксперты говорят, что лет через 10 лет Китай может выйти на уровень 5 нанометров, но и Тайвань на месте стоять не собирается. 5 нанометров через 10 лет не то же самое, что 5 нанометров сегодня.

У TSMC имеются два завода на территории КНР. На них производились микрочипы, но далеко не самые продвинутые. Вашингтон тормозит сотрудничество двух Китаев. Так, в 2020 году США ввели санкции против китайского производителя телекоммуникационного оборудования компании Huawei и заставили Тайвань прекратить поставки микропроцессоров для Huawei. А в апреле 2021 года Вашингтон через Тайбэй заставил TSMC остановить сотрудничество с китайской Tianjin Phytium Information Technology (Phytium): власти США включили Phytium в черный список компаний (там же фигурирует и Huawei). В чёрном списке эти компании оказались потому, что они якобы создавали суперкомпьютеры для китайских военных и помогали КНР в разработке оружия массового поражения (ОМП).

В 2018 году правительство Нидерландов предоставило компании ASML, лидирующей в выпуске оборудования для фотолитографии, лицензию на продажу ее наиболее передовой машины для EUV-литографии компании Semiconductor Manufacturing International Corp (SMIC), крупнейшему производителю полупроводниковой продукции в Китае. Администрация Трампа надавила на Нидерланды, чтобы заблокировать эту сделку. Тогдашний госсекретарь Майк Помпео лично лоббировал это решение в правительстве Нидерландов, познакомив голландского премьер-министра с секретным отчетом американской разведки. Давление сработало. Правительство Нидерландов не продлило экспортную лицензию ASML, и машина не была отправлена в КНР.

В феврале 2022 года компания ASML заявила, что подозревает китайский стартап Dongfang Jingyuan Electron в нарушении прав на её интеллектуальную собственность. Ранее еще одна китайская компания, XTAL, также обвинялась в краже интеллектуальной собственности ASML и проиграла суд в США, который обязал китайскую компанию выплатить голландцам 845 млн. долларов.

Генеральный директор ASML Петер Веннинк скептически относится к попыткам США лишить Китай доступа к передовым технологиям. Веннинк не сомневается, что на разработку собственного литографического оборудования у Китая уйдут годы, но рано или поздно цель будет достигнута.

В 2020-2021 гг. в связи с ковидом на мировом рынке микрочипов возникло значительное отставание предложения от спроса (по некоторым оценкам, на 30 процентов). Возникли перебои с поставками микрочипов в США. Новый президент Джо Байден в феврале 2021 года подписал приказ о предотвращении перебоев со снабжением критически важной продукцией, в том числе микропроцессорами. Документ предусматривает тщательную ревизию цепочек поставки этих товаров в США. Байден рекомендовал конгрессу выделить 50 млрд. долларов на разработку и производство микрочипов в США, но на фоне аналогичных расходов КНР эта сумма не является очень большой.

Кроме того, американцы принудили Тайвань построить в США завод по производству чипов. В мае 2020 года TSMC анонсировала строительство фабрики стоимостью 12 млрд. долл. в Аризоне, где будет производить некоторые из самых передовых микросхем. Впрочем, это скорее символический шаг со стороны тайваньцев, потому что американская фабрика вчетверо меньше, чем крупнейшие заводы TSMC, а её производство составит всего 3 процента от мощностей Тайваня.

Жемчужина Тайваня может не достаться никому

Пекин в 2021 году объявил о запуске программы импортозамещения по электронным чипам. Китай славится лидерством в производстве многих видов электроники и телекоммуникационного оборудования, но собственных чипов, необходимых для производства электронных устройств, в стране производится не более 5 процентов. Остальное – импорт (из Тайваня, США, Японии и др.). Учитывая непростые отношения с Вашингтоном, Пекин взял курс на ускоренное развитие собственного производства микрочипов. Заявлена программа, нацеленная не только на импортозамещение, но и на то, чтобы все-таки догнать и перегнать Тайвань. Программа рассчитана на пять лет и предусматривает глубокое импортозамещение. На неё выделено 1,4 трлн. долларов. Запланировано отказаться не только от импортных чипов, но также от любой импортной электроники с использованием чипов, не имеющих китайского происхождения.

Однако даже гигантские суммы ассигнований не могут быть полной гарантией того, что Китай сумеет догнать и перегнать Тайвань по техническому уровню микрочипов. Китайские разработчики уткнулись в несколько тупиков и уже несколько лет топчутся на месте. Выход Пекин видит в том, чтобы, используя специальные методы (научно-техническую разведку), выведать секреты у специалистов из TSMC. А еще лучше – переманить таких специалистов с острова на континент. В том числе высокими зарплатами. Тайвань понял замысел Пекина и также стал поднимать и без того немалые зарплаты ведущим сотрудникам, вводя одновременно административные ограничения на поездки таких сотрудников на континент.

И если раньше Пекин провозглашал задачу присоединения Тайваня как территории и населения, то теперь задача ставится шире. Остров нужен вместе с его «жемчужиной» – TSMC. Вот тогда Пекин станет безусловным лидером в микроэлектронике, а, следовательно, и в экономике, и в военной сфере.

Ход мысли китайских лидеров хорошо поняли и в Вашингтоне. И стали помогать Тайваню укреплять свою обороноспособность. В октябре 2020 года Вашингтон утвердил поставку оружия на Тайвань на сумму 1,8 млрд. долл. Джо Байден в конце 2021 года подписал закон о разрешении на национальную оборону (NDAA), в рамках которого на оборонные нужды 2022 года выделялось 770 миллиардов долларов. Из них 7,1 миллиарда долларов предназначены для поддержки защиты Тайваня и на тихоокеанскую инициативу (сдерживание Китая в Азии). В апреле 2022 года сенатор-республиканец Джош Хоули призвал ускорить поставки оружия на Тайвань. Среди образцов вооружений, которые хотят поставить Тайваню, сенатор назвал морские мины, противотанковые ракеты и переносные зенитно-ракетные комплексы.

Джо Байден. Фото pixabay.com

Эксперты говорят, что у Китая давно подготовлен план мягкого присоединения Тайваня при минимальном использовании оружия. В Пекине хотят, чтобы присоединение острова не привела к возможным физическим разрушениям производственных мощностей TSMC. Однако вероятность того, что присоединение будет мягким, стала снижаться в связи с американскими поставками оружия на остров.

В СМИ просочилась информация, что присоединение острова Пекин попытается провести уже осенью. Появляются разные сценарии последствий военной операции Китая на Тайване. В том числе сценарии, согласно которым производственным объектам TSMC будут нанесены серьезные повреждения. В этом случае работа компании будет остановлена. Не исключается и полное целенаправленное уничтожение объектов TSMC.

В конце 2021 года в американском военном журнале Parameters была опубликована статья «Разбитое гнездо: сдерживание Китая от вторжения на Тайвань» (Broken nest: deterring China from invading Taiwan). Ее авторы – американские военные эксперты Джаред М. МакКинни и Питер Харрис. По сути, это отчет об исследовании, проведенном в Военном колледже армии США в Карлайле, штат Пенсильвания. В отчете написано, что разрушение заводов по производству полупроводников делает Тайвань непривлекательным для Китая. Отсюда безумное предложение: уничтожить тайваньские заводы по производству чипов. Это будет гарантией того, что Китай не покусится на остров. Читаем: «Для начала Соединенным Штатам и Тайваню следует разработать план целенаправленной стратегии выжженной земли, которая сделает Тайвань не только непривлекательным, если он когда-либо будет захвачен силой, но и положительно затратным в плане содержания. Наиболее эффективно это можно было бы сделать, угрожая уничтожить объекты, принадлежащие тайваньской компании по производству полупроводников, самому важному производителю микросхем в мире и самому важному поставщику Китая. Samsung, базирующаяся в Южной Корее (союзник США), является единственной альтернативой ультрасовременному дизайну. Несмотря на огромные усилия Китая по созданию индустрии микросхем «Сделано в Китае», в 2020 году только 6 процентов полупроводников, используемых в Китае, были произведены внутри страны. Если предприятия тайваньской компании по производству полупроводников перестанут работать, компаниям по всему миру будет трудно продолжать свою деятельность. Такое развитие событий означало бы, что высокотехнологичные отрасли Китая будут остановлены как раз в то время, когда страна будет втянута в массовые военные действия. Даже когда официальная война закончится, экономические издержки сохранятся на долгие годы».

Авторы статьи признают, что, конечно же, уничтожение производственных объектов TSMC для Соединенных Штатов будет иметь серьезные последствия, но не смертельные. Они оценивают зависимость экономики США от продукции тайваньской компании как высокую, но у Китая она еще выше. Уничтожение TSMC для Америки будет «выстрелом в ногу», а для Китая это может стать «выстрелом в голову». Китай не похож на самоубийцу, поэтому провоцировать Америку (или ее тайваньских агентов) нажать кнопку взрывного устройства он не рискнет. Авторы статьи предлагают разработать «автоматический механизм» уничтожения: «Если всё сделано правильно, такая стратегия может воспрепятствовать китайскому вторжению на Тайвань, одновременно уменьшая вероятность нежелательного конфликта между великими державами».

Этот план, скажем прямо, авантюрен до безумия. Вероятность заварухи на острове очень высокая. И если она начнется, то необязательно завершится лишь уничтожением производственных объектов TSMC. Публикация в журнале Parameters вдохновила ряд экспертов и журналистов нарисовать еще некоторые сценарии тайваньского конфликта. Например, вслед за уничтожением TSMC Вашингтон вводит блокировку валютных резервов Китая. Однако, блокировка китайских резервов, превышающих 3 триллиона долларов, доллар США просто уничтожит.

…В общем, чем закончится американо-китайское состязание, сказать невозможно.

Валентин Катасонов, Владимир Прохватилов, ФСК

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version