Откройте, почтальон приплыл!

0
Для деревень, расположенных по берегам рек и каналов, водные пути стали главными дорогами

В Германии есть места, где по воде развозят почту, где на лодке можно прокатиться, предъявив билет на метро, и где живут в плавучих домах.

Ландшафты «германской Венеции»

Андреа Бунар – наверное, самый знаменитый почтальон Германии. Каждый день в любую погоду она доставляет письма и посылки в местечке Люббенау в Бранденбурге – так же, как это делают тысячи её коллег по всей стране. Уникальность работы Бунар в том, что она развозит почту не на машине или велосипеде, а на лодке, прекрасно управляясь с веслом.

Люббенау – центр области Шпреевальд, «германской Венеции». Река Шпрее здесь разделяется на множество рукавов и протоков, формируя уникальный ландшафт, в котором воды больше, чем земли. Люди добавили к природным рекам около 200 искусственных каналов. Общая протяжённость водной системы Шпреевальда – 1575 километров.

Для деревень, расположенных по берегам рек и каналов, водные пути стали главными дорогами: наземных маршрутов, ведущих к ним, нет. В каждом хозяйстве есть лодка, на небольших судах перевозят людей и грузы, вывозят мусор, а с конца XIX века появились и почтовые лодки.

Ежедневно Андреа проделывает путь в 8 км, чтобы обслужить 65 домов. По её словам, это лучшая замена фитнесу. В Шпреевальде запрещено пользоваться моторным транспортом, ходить можно только на вёслах. Лодка Deutsche Post алюминиевая. «Она очень лёгкая, – говорит Андреа. – Это одновременно и плюс, и минус. Ею легко управлять в хорошую погоду, но в сильный ветер её очень трудно удержать на заданном курсе».

Почтальона с веслом знают и любят многочисленные туристы, приезжающие в Шпреевальд кататься на каяках и байдарках. Она никогда не отказывает желающим сфотографироваться с ней и собрала уже коллекцию снимков, которые с благодарностью присылают ей туристы из разных стран.

Гребет по Берлину

Если Андреа Бунар – самый знаменитый почтальон, то Марсель Франке – самый необычный водитель общественного транспорта. Он работает на водном маршруте F24, соединяющем районы Мюггельхайм и Рансдорф на юго-востоке Берлина.

В столице действуют 6 паромных маршрутов, все они обслуживаются берлинским транспортным предприятием BVG наряду с метро, автобусами и трамваями. Но на пяти из них ходят обычные паромы-теплоходики, а F24 уникален: это гребная лодка Paule III. Судно маленькое – всего три метра длиной – и перевозит за раз 8 пассажиров (в коронавирусный карантин их число сократили до четырех). Путь длиной в 36 метров занимает две минуты. Всего 12 взмахов вёслами делает Франке – и вы уже на другом берегу. Для проезда действительны те же обычные билеты, что и на метро или автобусе.

29-летний Франке сменил предыдущего лодочника Рональда Кебельмана в 2017 году. Он с детства мечтал стать моряком, а работает водителем городского транспорта – единственного такого в Германии. По расписанию лодка ходит раз в час, но Марсель нередко делает дополнительные рейсы, если видит, что на берегу ждут пассажиры. Расходовать казённый бензин на лишние рейсы ему не приходится, так что работодатель не в обиде.

Лодочная переправа между Рансдорфом и Мюггельхаймом работает с 1911 года, когда эти места ещё не входили в состав Берлина. В начале 2010-х BVG планировал закрыть гребной маршрут, а пассажиров перенаправить на соседний F23, где ходит обычный моторный паром, но жители столицы выступили резко против и отстояли любимую достопримечательность.

На земле дороже жить

Наконец, на плаву можно просто жить. Hausboot – дом на воде – не новость в Германии, но в последние годы спрос на них стал стремительно расти. Богатых привлекает оригинальность решения – и в Берлине и Гамбурге строительные компании уже строят целые комфортабельные жилые комплексы на платформах у набережных. А бедных привлекает дешевизна: можно купить старое списанное судно и своими руками привести его в жилое состояние. Для последних это ответ на рост цен на обычное жильё.

30-летний берлинец Вуди Джонсон был безработным и имел все шансы стать ещё и бездомным: квартиру по карману в стремительно дорожающей столице он найти не мог, а друзьям уже надоело давать ему приют. Летом 2012 года он приехал в озёрную гавань берлинского района Руммельсбург с дрелью, молотком, мешком гвоздей и охапкой досок. Он не стал покупать старое судно – он решил построить себе плавучий дом с нуля.

Строительство заняло полгода, обойдясь в полтора тысячи евро. Многие материалы – доски, фанеру, двери и оконные рамы – он забирал даром у тех, у кого они остались после ремонта. Сейчас домик Джонсона на воде успешно держат на плаву две пустые 50-литровые бочки. Площадь апартаментов Джонсона – 28 кв. метров. Есть и электричество, и канализация. «Соседи по гавани, тоже живущие в плавучих домах, часто устраивают печное отопление, – говорит Вуди. – Но я сделал хорошую теплоизоляцию, и зимой нам с моей девушкой хватает обычного электрообогревателя. Нам здесь очень нравится. Нигде нет такой тишины и покоя, как на воде».

Самодельная баржа Джонсона стоит в Руммельсбургской гавани вполне официально: он вступил в клуб лодочников и платит за её парковку 70 евро в месяц. Аренда обычного, наземного жилья такой же площади в Берлине стоила бы никак не меньше 500 евро.

Анна Матвеева, РГ/РБ

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version