Мирное маленькое европейское княжество пережило дворцовый переворот в 1930-е годы, когда одному мошеннику удалось провозгласить себя королем. Но его царствование продлилось недолго – всего 12 дней.
Любовный аферист
История знает немало авантюристов из всех слоев общества, мечтавших о троне… Честолюбивые офицеры, такие как Наполеон или Бернадот; принцы, такие как Луи-Филипп или Виктор Эммануил II Савойский, не говоря уже о неудачливых женихах, таких как недалекий Анри V, граф Шамбор, который был очень близок к французскому престолу после 1870 года… Но были и пройдохи, которым самым нахальным образом удавалось добыть себе корону.
Это как раз случай Бориса Скосырева-Маврусова, который с небывалой хитростью стал первым королем Андорры в 1930-х годах. Это княжество, расположенное между Францией и Испанией, признанное со времен Карла Великого, по очереди управляется соправителями – испанским епископом Урхельским и главой французского государства. Можно подумать, что горная Андорра только и ждала, когда проснется ее очаровательный принц… Она и нашла его в лице знаменитого Бориса Скосырева, авантюриста, эмигрировавшего в 1920-х годах из России в Британию, где, по его словам, он дружил с принцем Уэльским в Оксфорде, прежде чем поступить в секретные службы Британии и начать выполнять заграничные миссии от России до США… Фактически, единственный след, который Скосырев оставляет за собой в тот период, – это судебное дело за выдачу фальшивых чеков.
Борис не унывает и решает попытать счастья в Нидерландах, где будет проворачивать аферы с богатыми и влиятельными женщинами. Он заходит так далеко, что заявляет, будто знал голландскую королеву Вильгельмину, которая и пожаловала ему титул графа Оранского за оказанные услуги… Затем он оказывается женатым во Франции на богатой вдове, которую бросает, чтобы охмурить супербогатую американку Флоренс Мармон, бывшую жену Говарда Мармона, одного из крупнейших промышленников Соединенных Штатов. И вот он уже в Испании, сначала на Майорке, куда его депортируют, потом в Барселоне, где живет с подружкой-англичанкой по имени Полли и ее богатой крестной матерью. В 1934 году, весной, троица появляется в Андорре. «Как только Скосырев прибыл, он почуял лучший шанс в своей карьере, – рассказывает историк Паскаль Дайез-Буржон. – Остановившись в единственной имеющейся здесь приличной гостинице «Осталь Валира», только что открывшей свои двери, он не остается незамеченным. Прекрасно выглядящий, одетый по последней моде, он без труда вливается в местное высшее общество, которое заинтриговано и этим денди, и его любовным треугольником…»
Пламенные речи, марки и флаг
В Андорре Борис Скосырев появляется как раз вовремя: страсти накалены, население требует отмены последних феодальных законов и права голоса для всех, а не только для глав богатых семейств, доходя даже до того, что захватывает штурмом Каса-де-ла-Валь («Дом Долин»), резиденцию Генерального совета княжества. Борис подливает масла в огонь, обещает все и всем, говорит, что сделает из Андорры второе Монако с такими же казино, такой же прибылью и такими же налоговыми льготами, и все это поддерживается эффективно им проводимой маркетинговой кампанией. Его программа предполагает освобождение от власти испанских и французских соправителей. Короче, небывалая вольница…
Поначалу недоверчивые, местные парламентарии, наконец, соблазняются новой либеральной конституцией и перспективой предстоящих выборов. А 6 июля 1934 года 38-летний авантюрист неожиданно провозглашает себя королем Андорры под именем Бориса I, принца долин Андорры, графа Оранского и барона Скосырефф.
Подобно Людовику XIV, этого «короля тусовки», как Бориса называют недоброжелатели, видят расхаживающим с тростью по улицам в окружении проплаченных сторонников. Едва взяв власть в свои руки, он немедленно создает новый флаг – с короной в центре – и начинает выпускать официальную газету, а также почтовые марки со своим изображением, которые, впрочем, появятся, когда его уже больше не будет на троне.
Если французский президент Лебрен, занятый другими политическими интересами, практически не реагирует на происходящее в Андорре, то епископа Урхельского этот переворот совершенно не устраивает. Почему? Потеря государственной власти не понравится никому, кроме того, Борис Скосырев объявляет о религиозных свободах. Молись, кому хочешь, или не молись совсем… Владение умами андоррцев и финансовые сборы в пользу церкви – под вопросом.
21 июля пять офицеров гражданской гвардии, посланные испанским прелатом, прибывают за Борисом Скосыревом в Андорра-ла-Велья. Конец авантюры, отправка в Барселону, затем в Мадрид, суд (один год тюрьмы за незаконное пересечение границы) и высылка в Португалию.
Нацисты, тюрьмы, контрабанда
Хотя царствование Скосырева закончилось, но жизнь продолжается. Богатая американка, разочаровавшись, что так и не стала настоящей королевой, бросает Бориса, и он вынужден вернуться к своей бывшей жене во Францию. Там его в 1939 году арестовывают и отправляют в лагерь для нежелательных иностранцев. Оккупировавшие Францию гитлеровцы освобождают Бориса Скосырева и используют в качестве переводчика. Поговаривают, что он был и осведомителем.
После победы СССР с англо-американскими союзниками над гитлеровской Германией Скосырева вновь арестовывают теперь уже американцы, но через месяц отпускают. Настает очередь французов, которые обвиняют его в сотрудничестве с немцами и отправляют в тюрьму Кобленц-Меттерних, где он и содержится до 17 декабря 1946 года, подвергаясь жестокому обращению со стороны жандармов из-за своего сотрудничества с нацистами. Вскоре Скосырев каким-то образом выходит на свободу, и, чтобы выжить, занимается контрабандой в ФРГ, поселившись в городе Боппард. Спустя какое-то время Борис по непонятным причинам (вероятно, спасаясь от немецкого правосудия) решает перейти в ГДР. В СССР суд дает ему 25 лет тюрьмы. Выйдя досрочно на свободу в 1956 году, Скосырев возвращается в ФРГ, где вновь устраивается в городе Боппарде.
Его бурная жизнь там и заканчивается 27 февраля 1989 года в возрасте 92 лет. Андоррского Наполеона из него не получилось, но закончил Борис Скосырев почти так же, как французский император. Правда, в отличие от Бонапарта, Скосырев не пролил столько людской крови в войнах, но сотрудничал с гитлеровскими нацистами, правда, остаток жизни провел на свободе.
Источник: zakonia