«Бюро ухаживаний»

0
Предшественниками брачных агентов были свахи и священники

Начиная с 2010 года, 12 февраля отмечается Всемирный день брачных агентств, помогающих найти людям свою вторую половинку. В старину многие браки заключались по родительскому сговору, причём, часто дети ещё лежали в колыбелях. Ни о какой любви речи не было, скорее, рассматривались финансовая выгода и правильность семьи.

Классические свахи

Ближе к концу XV века появился институт свах, которых можно считать предшественницами брачных агентств. Обычно это были женщины в возрасте, уже накопившие свой жизненный опыт. Вспомнить хотя бы блистательный образ Фёклы Ивановны из гоголевской «Женитьбы». А героиня чеховского рассказа «Счастливый конец» Любовь Григорьевна описывается как «солидная дама лет сорока». Домна Платоновна из лесковской «Воительницы» нрава была «самого общительного, весёлого, доброго, необидчивого и простодушно-суеверного… Она вечно суетилась, вечно куда-то бежала, о чём-то думала, что-то такое соображала или приводила в исполнение».

В основе всего был финансовый вопрос — свахи должны были быть чуточку экономистами. Одним они помогали приумножить капитал, а другим — избежать разорения. И всё это за счёт брака. Ведь свахи были настоящими разведчицами, выяснявшими, какое и у кого приданое. Они всегда были в курсе, что происходит в округе и подальше, и распространяли слухи и сплетни.

Сфера деятельности свах была весьма широка, например, Домна Платоновна «сватала, приискивала женихов невестам, невест женихам; заносила записочки в самые известные салоны и будуары, куда городская почта и подумать не смеет проникнуть, и приносила ответы от таких дам, от которых несёт только крещенским холодом и благочестием».

Свахи составляли свои анкеты и описания на кандидатов. Вот образец такого описания от Домны Платоновны: «Елена А.К. 3 дочь купца 2-й гильдии, 19 лет, девица роста среднего, тёмно-русая, румяна не употребляет, говорит по-французски, играет на фортепиано и гитаре. За ней приданого 50 тыс. руб. банковским билетом. Бриллиантов, серебра на 25 тыс. руб.».

Между прочим, свахи занимались не только благочинными делами. У Чехова про Любовь Григорьевну читаем: «…занимающаяся сватовством и многими другими делами, о которых принято говорить только шёпотом». Далее, в процессе диалога с главным героем она раскрывает эту подноготную: «Ну, а того, батюшка… по холостой части тебе не требуется? Хороший есть товар. Одна французенка, а другая будет из гречанок. Очень стоющие». Вознаграждение свахи за свои услуги брали и деньгами, и товаром — отрезами на платье, и предметами гардероба.

Все свахи очень дорожили своей репутацией и, как теперь говорят, делали себе активный пиар. Вот как говорит Акулина Гавриловна Красавина из «Женитьбы Бальзаминова» Островского: «Ты рассуди, какая мне радость, что всякое дело всё врозь да врозь. Первое дело — хлопоты даром пропадают, а второе дело — всему нашему званию мораль».

«Придерживаюсь религии своих отцов»

В Европе первые прототипы будущих брачных агентств курировались священниками. В английском Уэльсе в конце XVIII века людям предлагалось вступить в брачное общество, подписав брачный договор и внеся денежный залог. Надо было не только описать себя, но и указать уровень своего дохода или состав приданого, а также отнести себя к одному из классов. Вот одно из описаний того времени: «Второй класс. Джентльмен, возрастом 40 лет, немного полноват, ношу парик, имею должность в таможне и небольшое имение в графстве Саффолк, имею 750 лир в фондах. Умеренный и сдержанный, иногда очень энергичный. Придерживаюсь религии своих отцов».

Первое же агентство светского характера было основано в Лондоне в 1825 году. Соискателям супруги предлагалось классифицировать себя уже по пяти классам.

Но настоящий прорыв, как считается, произошёл 29 сентября 1950 года, когда английский купец Генри Робинсон, по совместительству писатель, поставил дело на широкую ногу. Его брачное агентство, открытое в Лондоне, называлось «Бюро ухаживаний и встреч». Каждый соискатель был должен заполнить анкету, где большое внимание уделялось пресловутым денежным вопросам: надо было указать размер состояния, способ получения дохода, наличие недвижимости. Известно даже имя первого клиента: сэр Джон Майли, которого интересовало наличие у невесты капитала в 300 гиней. На всё остальное он соглашался — вдова, разведёнка, девственница, это всё равно, пусть даже женщина, беременная от предыдущего мужа.

Агентство просуществовало недолго — лишь год, потом Робинсона обвинили в посягательстве на тайну личной жизни из-за вопросов в анкете. Вместо этого проекта Робинсон открыл другой — приют для нищих, постояльцам которого он даже помогал трудоустроиться. Тем не менее, начало было положено, и количество агентств к нашему времени уже не поддаётся исчислению. Особенно дело пошло в середине 1990-х, когда земной шар опутала паутина Интернета — ведь связать людей стало гораздо легче.

Есть международные агентства, специализирующиеся исключительно на подборе «заморского принца». Там и встречу организуют, и переводчика подберут, если есть проблемы с языком. Есть брачные агентства, работающие исключительно на внутреннем рынке женихов и невест, и могут действовать в масштабах страны, области или просто одного города. Есть брачные агентства национального характера, например, еврейские, где могут подобрать правильных со всех точек зрения невесту и жениха.

И хотя сейчас есть возможность самим познакомиться не только в реале, но и по Интернету, услуги брачных агентств — ещё один шанс. Пусть любовь и не купишь за деньги.

Екатерина Щеглова, superstyle.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version