Он то скрипач, то опер, то учитель танцев… На счету у актёра Театра им. Пушкина заслуженного артиста Александра Арсентьева множество ролей.
«Мужикам мозги только к 50 годам подвозят»
— Александр Сергеевич, вам исполнилось 50. Каждый к этой цифре относится по-разному…
— А как относиться? Написано в паспорте — значит, так и есть! С появлением детей многое изменилось: они дают энергию, и мне по ощущениям не больше тридцати, я только начинаю жить. Одно радует: слышал, что мужикам мозги только к 50 годам подвозят.
— Какие подарки дарят вам ваши дети?
— Ленуся, Сёма и Тимоша — девяти, восьми и пяти лет — маленькие ещё. Они делают подарки своими руками: рисунки, поделки. Но самое прекрасное — когда утром они прибегают в кровать, заваливаются толпой, шебуршат!
— Не секрет, что ваши детки — усыновлённые и удочерённые?
— И не должно быть секрета. Все пятеро в курсе. Дети должны знать, кто их родители, и знать всё про себя. Тем более Надюшке было 14, а Милане 16 лет, когда они пришли в нашу семью.
— Многие считают, что взять подростков — сродни подвигу…
— Да перестаньте! Все хотят семью, несмотря на то, сколько им лет. Когда Милаша к нам пришла, я задал вопрос жене: «Что мы можем ей дать за полтора года до её совершеннолетия?» Со старшими девочками мы посвящали время тому, чтобы наладить отношения и показать им другую модель взаимоотношений в семье.
Пушкин сосватал!
— Вашим детям повезло, потому что ваша семья построена на крепчайшем фундаменте любви. А у вас с супругой как всё начиналось?
— С ёлок! Актёрских, конечно. Мы играли ёлки в литературном музее имени Александра Сергеевича Пушкина. Я работал в детской локации Волшебником, а потом мы играли спектакль «Алиса в Стране чудес», где я играл роль Волшебника и Рыцаря на коне. А Анютка работала на взрослой половине. В каком-то перерыве между спектаклями познакомились. А в конце ёлочного марафона всей большой компанией решили сделать заключительный банкет. И кинули в шапку записки, кто что делает. Анютке досталось приготовить блюдо. Когда она накрывала на стол, я попытался состроумничать. Что-то вроде: «Девушка, вы красавица, да и прекрасно готовите!» А она обратила на меня внимание, когда я читал «Графа Нулина». Вот так Александр Сергеевич и вмешался в нашу судьбу, помог тёзке найти счастье.
— Вы были уже не мальчиком…
— Просто не встретил ту, с кем бы хотел встречать своё утро и свой вечер…
В память о Сергее Юрском
— Ваш первый фильм — «Чехов и К°». Получилось символично: кино к 100-летию МХТ имени Чехова…
— 1997 год — мой первый опыт работы на камеру, и я ещё только узнавал, как всё делается. Дмитрий Владимирович Брусникин и Александр Васильевич Феклистов были молодыми режиссёрами этого дела. Они написали сценарий и снимали по рассказам Чехова. А снимались все актёры театра и мы — студенты Олега Николаевича Ефремова. И это была последняя работа Елены Майоровой. Работать с ней было удивительно! Она меня учила многому, знакомила с кино…
— А потом было ещё много ролей. Какой образ самый неожиданный?
— Меня всё время на героев утверждают, а мне с детства нравилось играть характерные роли, смешные, комедийные. В сценариях мало героев, которые ещё и человеки — со своими проблемами, характером, событиями в жизни… В 2023 году мне повезло: недавно снялся в историческом проекте «Плевако», где Серёжа Безруков играет самого Фёдора Плевако, а я — Сергея Юльевича Витте, министра путей сообщения, министра финансов, того, кто форсировал строительство Транссибирской магистрали. И личность знаменательная, и грим необычный: делали почти портретное сходство!
Летом снимали сериал «Переворот», я играл мужа главной героини. Там было очень хорошо: в первой серии мой герой попадает в аварию, три серии лежит в коме, а в четвёртой приходит в себя, выздоравливает и косячит. Семейная история про то, как иногда люди не меняются…
— Но вы, помнится, и уголовника играли!
— Да, был у меня маленький опыт. Знакомый продюсер попросил помочь. Моего героя вытаскивали из тюрьмы, чтобы он «завалил» ребят и свалил. И я играл его с явным непониманием: почему именно я? Но мне было даже интересно…
— В вашей фильмографии, кстати, немало врачей. Научились врачевать?
— Каждый раз открываю книжечки и смотрю, о чём речь будет, что лечить предстоит. Но обычно в «медицинских» сценариях, если твой персонаж не главный, то ты просто доктор и играешь про отношения, про семью.
— Свой юбилей вы отметили на сцене…
— Да! Сделал чтецкий спектакль по прозе Сергея Юрского и сыграл в филиале театра в Сытинском переулке. Я спокойно отношусь ко всем торжествам, и в свою честь особенно. И что тут такого?
— А почему именно Юрского решили «пригласить»?
— Мне посчастливилось с ним пообщаться, когда Анютка играла в его спектаклях. Она была его любимой актрисой и играла в антрепризе «Полёты с ангелом». Так вот, он расстраивался, что никто никогда не читал его со сцены. Я обожаю прозу Сергея Юрьевича, а один из рассказов особенно запал в душу. Вот и решил в свой день рождения его прочесть со сцены перед друзьями.
Светлана Марголис, «Северо-запад»