Легко завоевать славу и поклонниц, играя рыцарей и принцев. Гораздо сложнее покорить публику ролями негодяев и мерзавцев. А знаменитому актёру Александру Филиппенко это удалось.
Он стал известен именно благодаря своим отрицательным ролям, в каждой из которых есть что-то притягательное. А недавно, после десятилетнего перерыва, он вернулся в кино и сыграл в фильме «Чемпион мира» (о легендарном шахматном поединке между Анатолием Карповым и Виктором Корчным), да так, что некоторые поклонники просто не узнали артиста! А ещё он замечательный рассказчик! В этом можно убедиться, побывав на творческой встрече актера.
Яркий представитель тёмных сил
Он называет себя ярким представителем тёмных сил – действительно, в списке его ролей преступники всех мастей, два героя из воландовской свиты – фееричный Коровьев в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары и великолепный Азазелло у Владимира Бортко. Он же – Дон Рэба в «Трудно быть богом», Белаш в «Визите к Минотавру», Ричард Глостер в «Чёрной стреле» и даже Кощей в фильме «Там, на неведомых дорожках». Но этих ролей могло и не быть – математически одарённый юноша мечтал стать учёным и учился в одном из самых знаменитых вузов страны – Московском физико-техническом институте. Там всё и началось.
– Когда я был студентом, то стал членом команды КВН физтеха, которая в далёком 1962 году выиграла первое первенство Москвы у Первого медицинского института. Тогда с Шаболовки шли прямые передачи в эфир – без монтажа, без репетиций. После одной из передач ко мне подошёл Альберт Аксельрод, первый ведущий КВН и один из его основателей, и пригласил меня в эстрадную студию МГУ «Наш дом», где были собраны лучшие силы студенческой самодеятельности Москвы. Руководили Аксельрод – врач, Илья Рутберг – «профессор» пантомимы и писатель и режиссёр Марк Розовский. На флаге студенческого театра было написано: «Эксперимент». И мы всегда шли на этот эксперимент… Два года я работал старшим инженером института геохимии Академии наук, но театр не отпускал, и наша пятёрка непрофессионалов ушла в профессиональный театр: Фарада и Хазанов – в эстраду, Филиппов – к Гончарову, Карпов – к Райкину, а я – в Театр на Таганке и в Щукинское училище – зарабатывать второй диплом.
Сегодня в его фильмографии почти 100 ролей. Причём запомнился он кинозрителям благодаря ролям отрицательных персонажей, в которых часто была изрядная доля юмора.
– Сатира – то, что привлекает всегда. Когда я играл Коровьева, наша сцена с Куравлёвым была просто потрясающа. Это настоящее удовольствие от текста! А потом был Азазелло. Бортко сделал мне предложение прямо на Патриарших. Я там живу и гулял с собачкой. Он подошёл и сказал: «Коровьева ты уже сыграл. Азазелло у меня сыграешь?» — «Да», – не раздумывая, согласился я. Конечно, Коровьев по тексту слаще, но Азазелло – страшнее. Главное – не кого играть, а у кого. Алексей Герман видел меня ещё в студенческом театре и разбил стереотип «Филиппенко – бандит», пригласив в фильм «Мой друг Иван Лапшин». Я благодарен судьбе, что в моей жизни были гениальные режиссёры.
О зрителях и творчестве
А потом наступили тяжелые 1990-е. Развал страны, развал экономики, развал культуры, кино почти не снимали, театры выживали, как могли. И Филиппенко ушёл на вольные хлеба.
– Как-то Александр Градский спросил: «Тебе что, печать ИП (индивидуального предпринимателя) карман оттянет? Переходи на самостоятельную дорогу». И я решился. Концерты, моноспектакли, чтецкие вечера, общение со зрителем – это огромное удовольствие. И публика это чувствует и, благодарная, приходит за кулисы. Иногда делятся самым главным. Когда-то я сыграл пожилого героя в фильме «Убегающий август». Я был «августом», а героиня – «цветущим маем». Герои провели лето вместе, она обещала звонить, но не позвонила. Герой ходит по квартире, включает газ и… Подошёл ко мне на гастролях парень: «Вы спасли мне жизнь! В армии я узнал, что моя девушка вышла замуж, а вечером показывали ваш фильм, и я подумал: неужели я такой же дурак? Что, и я открою газ? Нет!» Эта история мне запомнилась на всю жизнь, – признался Александр Георгиевич.
Филиппенко говорит, что встречи со зрителями для него – главное в творчестве. На них приходит самая разная публика – от пожилых людей до молодёжи.
– Я всегда детям говорил: у вас есть всё – современные магнитофоны, транзисторы, гитары. И эти гитары громко орут. В наше время орали тише, но шуму мы наделали больше!
Ольга Севрюгина, «Нижегородская правда»