Большинство зрителей запомнили его по роли в картине Владимира Бортко «Собачье сердце». Но настоящие ценители кинематографа знают, что это только одна из множества талантливо сыгранных ролей Бориса Плотникова.
«Вы абсолютно некиногеничны!»
Он родился 2 апреля 1949 года в городке Невьянск Свердловской области. В семье Плотниковых не было ни артистов, ни людей искусства. Мама работала инженером-технологом, а отец простым слесарем. Вскоре после рождения сына семья сменила место жительства, переехав в Новоуральск. Здесь Борис Плотников поступил в местную музыкальную школу. Мама мечтала видеть сына скрипачом, однако юноша не оправдал родительских надежд: после окончания школы Плотников провалил экзамены в консерваторию.
Борис не опустил руки и отправился в другой вуз – театральный. Здесь молодому человеку улыбнулась удача. Он стал студентом Свердловского театрального училища и попал на курс к талантливому преподавателю Юрию Жигульскому. После вручения диплома Борис получил приглашение наставника в возглавляемый им ТЮЗ.
На первых кинопробах Плотникова забраковали, и он очень обиделся: «Свердловская киностудия в то время была очень крепкая, в год шесть-семь фильмов выпускала. В ТЮЗе главная киношница — женщина с сигаретой, с прокуренным голосом — выстраивала всех мужчин всех возрастов и выбирала. И, помню, меня первого позвали: «Молодой человек, выходите». Я вышел, думал, меня взяли! «Никогда не приходите, вы абсолютно некиногеничны!» Конечно, сначала это был удар, потом я смирился: ну не всем же дано. И когда принесли телеграмму, что я приглашаюсь на пробы в фильм «Восхождение», не поверил. Потом пришла вторая, третья, и я поехал. Это было 15 октября 1975 года. После первой пробы я еще ездил семь раз: мою кандидатуру долго не утверждали, но Лариса Шепитько, видимо, что-то заметила во мне и настаивала на моей кандидатуре. Семь раз я летал на пробы, месяц меня снимали условно, а потом махнули рукой: «Ну, ладно, раз Лара хочет, пусть работает».
Снимали основные сцены под Муромом, на дворе стоял мороз, но экстремальные условия не испугали молодого артиста, который давно пытался попасть на экран. Плотников сыграл настолько блестяще, что сразу же после выхода картины попал в число наиболее перспективных молодых актеров страны. «Восхождение» получило Гран-при «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля и огромное количество других престижных наград.
«Это было настоящее актерское счастье»
«Человека по жизни кто-то или что-то ведет», — был уверен Плотников. После того как он снялся в фильме «Восхождение», то спросил у Ларисы Шепитько: «Что мне делать дальше?» Она сказала: «Я тебя не буду снимать, пока ты не наберешь новое содержание». Шепитько относилась к актерским работам не просто как к изобразительному ряду, а как к проекции личности на экран. А личность должна расти, развиваться. «Советую тебе поступить учиться куда-нибудь», — пояснила она Борису. И тот поступил в Уральский государственный университет на отделение истории искусств: «Моя дипломная работа была посвящена книжной графике. Иллюстраторы и актеры — это интерпретаторы авторского замысла. Как и актеру, иллюстратору надо прожить своих героев. Книга с иллюстрациями в чем-то похожа на спектакль или фильм».
Как-то в Москве в Театре сатиры режиссер Валентин Плучек собрался ставить «Бесов» Достоевского, искал исполнителя одной из ролей и пригласил Плотникова в свой театр. Борис проработал в этом театре еще 10 лет. «В первый раз я вышел на сцену этого театра, дублируя Андрея Миронова в спектакле «Ремонт». Вообще Андрей Миронов сыграл большую роль в моей жизни. Я был занят почти во всех спектаклях, которые он поставил как режиссер, — вспоминал Плотников. — Хотя не скажу, что мы были с ним близкими друзьями. Вообще я очень медленно схожусь с людьми. В свое время режиссер Феликс Григорьян сказал мне: «Если хотите сохранить себя в театре — сразу после репетиции, ни с кем не общаясь, уходите». Я работал в Театре сатиры, и вдруг звонок: «С вами хотел бы встретиться режиссер театра Леонид Хейфец. У нас в театре уже давно идет спектакль «Идиот». Сейчас такая ситуация, что надо везти спектакль на гастроли во Владивосток, а оба исполнителя, по разным причинам, не могут ехать. Не хотели бы вы в четырех спектаклях сыграть князя Мышкина?» Признаться, роль князя Мышкина — это была моя давняя актерская мечта. Меня вводил в спектакль ассистент режиссера без репетиций. Она только говорила: «Вот тут будет стоять такой-то персонаж, а здесь — этот». Во Владивостоке выход на сцену у меня был фактически, как у князя Мышкина, который приехал в чужой город к людям, которых до этого не видел, но много слышал о них. Спектакль приняли очень хорошо, и вместо четырех раз я сыграл эту роль… 189 раз! Князя Мышкина играл 12 лет. Это было настоящее актерское счастье».
Вторая звездная роль в кино пришла к артисту в 1988 году. Владимир Бортко приступил к экранизации романа Михаила Булгакова «Собачье сердце» и пригласил Плотникова сыграть одного из главных персонажей – доктора Борменталя. Эта работа принесла артисту невероятную славу. Потом он появлялся только в избранных проектах.
Личная жизнь Плотникова – это была тайна за семью замками, куда актер не пускал ни друзей, ни тем более журналистов. Известно только то, что он был женат. Борис Григорьевич был скромным и даже замкнутым человеком, который ценил собственное и чужое личное пространство. 2 декабря 2020 года Плотникова не стало. Актер умер в возрасте 71 года. Причиной смерти стала коронавирусная инфекция.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Вечерний Челябинск» , 24smi.org