Евгения Данчевского зрители помнят по небольшой, но выразительной роли в культовом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» – Фельтона, английского офицера, соблазненного коварной Миледи.
«Спасибо тому, кто завалил на экзаменах»
Евгений Аркадьевич родился 20 августа 1950 года в городе Вильнюсе. Об актерской профессии никогда не задумывался, в школе его интересовали серьезные предметы – физика, химия, биология. Юноша рос в обычной семье: мама работала на железной дороге в отделении связи. Отец трудился на производстве, по натуре был творческой личностью, играл на сцене народного театра.
После окончания школы Женя решил стать биофизиком: «Я поступал в Вильнюсский университет на серьезный факультет – биофизики. Подготовился, помню, очень хорошо. Но попал на молодого аспиранта, который меня почему-то невзлюбил и завалил на последнем экзамене – физике. Тогда я был очень расстроен, а сейчас готов сказать ему спасибо за то, что стал артистом.
Чтобы как-то заполнить мое свободное время, отец предложил мне поработать в народном театре. У нас подобралась симпатичная молодая компания. Летом ребята решили рвануть в Москву и «штурмовать» актерские вузы. Я тоже поехал попытать счастья. На вступительных экзаменах вел себя свободно, раскованно, ведь театральный институт не был моей мечтой. Быть может, именно это и помогло поступить – единственному из всей нашей дружной компании».
Студенческая жизнь вспоминается ему всегда с теплом: «У нас был очень дружный курс, практически всё свое время мы проводили вместе – и в институте, и за его пределами. Загруженность колоссальная, занятия с утра до вечера. Возвращаешься в общежитие – шум, гам, веселье. Там жили не только студенты ГИТИСа, но и Щепкинского, Щукинского училищ, художники. Я выдержал два с половиной года, потом подвернулась недорогая съемная квартира, и я туда буквально сбежал».
Первый раз Данчевский оказался на съемочной площадке, будучи студентом, играл фашиста в военной драме Ростоцкого «А зори здесь тихие»: «Там снимался почти весь наш курс. Играли мы немцев, с которыми борются главные героини и в итоге погибают. С актерами на съемках мы общались мало: они уже много снимались в кино и были популярны, а мы – всего лишь студенты. Потом были другие картины и совсем другие роли».
«Видимо, еще не наигрался»
Через пару лет вместе с Анатолием Папановым и Валентиной Теличкиной снимался в трагикомедии «Одиножды один». Совсем юным Данчевского можно увидеть в культовом фильме «Красное и черное». «Однажды я работал на Одесской киностудии, играл меньшевика. Была одна сцена, достаточно эмоциональная. В ней меня и увидел режиссер «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич и пригласил на роль Фельтона, — вспоминает Данчевский. — На съемках я очень волновался. Роль была небольшой, но очень эксцентричной, требующей большого эмоционального напряжения: чуть-чуть пережал, переиграл – всё, пиши пропало. На площадке мне очень помогала Маргарита Терехова, за что я ей и сегодня благодарен. Она говорила: «Ты – лев, у тебя все получится!» И получилось!
Маргарита Борисовна – актриса великолепная. Целиком погружается в роль, чувствует партнера, ее любит камера. И вне кино она – лидер, заводила. Актерские посиделки, походы на море, купания – все проходило с ее участием и под ее предводительством. Одесса, лето – время замечательное. Очень теплые воспоминания у меня о том периоде жизни». Снимался Евгений и в «Возвращении мушкетеров». Это был последний раз, когда все «мушкетеры» собрались вместе.
О своей семье артист говорит с большим уважением, это его надежная крепость. С супругой познакомился при интересных обстоятельствах. Друзья пригласили Евгения в гости, и он с радостью согласился. В метро девушка споткнулась о его ногу, извинилась. А потом они вместе вышли на одной остановке. Симпатичная незнакомка шла в ту же строну, что и Данчевский. Он даже подумал: «Надо ее обогнать, а то решит ещё, что преследую её». Как же они удивились, когда оказались в гостях у общих друзей.
Молодые люди начали встречаться, а спустя месяц решили сыграть свадьбу. Дочь пошла по стопам мамы, преподает в университете английский язык и культурологию, известный в научных кругах специалист по североамериканским индейцам.
Роль Фельтона, к сожалению, так и осталась единственным большим успехом Евгения Данчевского. Из других работ 70-80-х годов можно отметить лишь городского архитектора в экранизации «Мертвых душ» и Шетарди в приключенческом фильме «Гардемарины, вперед!».
В 1990-х годах Евгений Данчевский исчез с экранов и вновь появился уже в новом тысячелетии. Активно сниматься он стал с 2005 года, играя эпизодические роли или роли второго плана. В отличие от некоторых актеров старшего поколения, которые игнорируют сериалы, называя их «низким жанром», Евгений Аркадьевич от работы не отказывается. В одном из интервью он отметил: «Видимо, еще не наигрался. К тому же это моя профессия. Мне интересны разные персонажи, и хотя режиссеры чаще предлагают мне сыграть профессора, врача, священника: говорят, внешность соответствующая, – бывают и другие роли.
В «Братанах», например, играл помощника, правую руку бандита – героя Валерия Баринова. В «Интернах» – нумизмата. Мне даже дали монетку, представляющую настоящую ценность. Один из ассистентов режиссера за мной ходил буквально по пятам. Как только объявляли перерыв, он требовал отдать ему реквизит, чтобы не потерялась ценность! Вообще хочется еще сыграть много хороших, разноплановых ролей и в кино, и в театре. Надеюсь, мне это удастся».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Peoples.ru, Mirtesen.ru