Фильмы «Морской патруль», «Марьина роща-2», «Лесник. Своя земля», «По законам военного времени-3» — эти и многие другие фильмы поставил режиссёр Евгений Серов. Немало у него и актёрских работ, из недавних — в сериалах «Соседи», «Заповедный спецназ».
Митта стал моим киноучителем
— До того как стать режиссёром, вы много снимались в качестве актёра. А с чего всё начиналось?
— Будучи маленьким мальчиком, снялся у Гайдая. Городом N в картине «12 стульев» был мой родной Рыбинск. Как-то меня поймали на улице и спросили: «Хочешь сниматься в кино?» Я ответил: хочу. Меня одели бродягой, и я бегал в массовке. Кино я обожал, по словам моей мамы, царство ей небесное, чуть ли не с младенчества. Позже подружился с гитарой, любил поиграть, попеть на публике. После армии подумал: почему бы не поступить в театральный институт в Ярославле? После окончания института несколько сезонов отыграл в театре, затем попал на «Мосфильм» и снялся в картине «Затерянный в Сибири» у режиссёра Митты, который стал моим первым киноучителем. Довелось сниматься у Таланкина в «Бесах», у Абдрашитова в фильме «Время танцора».
— Где черпаете вдохновение?
— Московский парк «Сокольники», от которого я не очень далеко живу, — мой бесконечный источник вдохновения. Он даёт творческую силу. Очень многое мы с оператором и моим близким другом Сергеем Павленко здесь придумали. Когда я готовлюсь к съёмкам, каждый день прохожу по парку километров двадцать. Во время ходьбы в голову приходят самые хорошие идеи. Ещё один источник хорошего настроения — библиотека на Преображенке. Я часто прохожу мимо и вижу, что там всегда много молодёжи. В библиотеке есть небольшая киношкола. Ребята обсуждают картины, встречаются с творческими людьми. Это радует и напоминает времена моей молодости.
Одна из последних ролей Пускепалиса
— В вашем фильме «Портной из Бруклина» одну из своих последних ролей сыграл Сергей Пускепалис. Ему довелось увидеть картину?
— Да. В Ярославле, где Сергей руководил Театром драмы имени Волкова, мы после просмотра фильма зашли в кафе. Он много шутил, а потом вдруг очень серьёзно сказал: «Вот интересно, ко мне придёт мистер Дарк (в фильме он играл мистера Дарка, страхового агента, а по сути, ангела смерти. — Авт.). Что я ему скажу и вообще как это произойдёт? Этот разговор был… за 38 часов до гибели Сергея.
— К созданию этой картины подключилась вся ваша семья. Вместе с супругой Еленой работали над сценарием, дочь Василиса написала музыку. Часто ли удаётся вместе поучаствовать в творческом процессе?
— С Леной мы вместе более 30 лет. Познакомились в ярославском театре. Лена — театральный режиссёр, но я её и в качестве актрисы уговорил в нескольких своих картинах сняться. Василиса пишет не только музыку, но и стихи и сама исполняет свои композиции. За саундтрек к картине «Портной из Бруклина» она получила первую кинонаграду. Сейчас дочь работает над музыкой к документальному фильму Алексея Бурыкина про Бенуа. В пятилетнем возрасте я снял дочь в фильме «Порода», и, когда мы вернулись из киноэкспедиции, Василиса попросила купить ей фортепиано. С тех пор по пять часов в день проводит за инструментом. С красным дипломом окончила не только Гнесинку, но и Иняз.
Крокодила пришлось оперировать
— Вы упомянули фильм «Порода». Он снят в жанре приключенческого боевика и наверняка на съёмках происходило немало интересного.
— В сериале «Морской патруль» нам пришлось иметь дело с крокодилом. В одной из серий по сюжету крокодил сбегает из зоопарка, и его приходится отлавливать. Для съёмок нам доставили здоровенного крокодила, и, чтобы он ничего не учудил, мы у моря натянули металлическую сетку. Крокодилу, видимо, это не понравилось, он схватил сетку зубами, крутанул и вырвал большой кусок, сломав челюсть. Крокодила пришлось оперировать, а нам для съёмок привезли другого.
— Что в планах?
— Хотел бы снять картину про детский дом. По сути, это история о моём отце, попавшем вместе с сестрой в детдом, после того как в 1941 году погиб его отец. В какой-то момент дети оказались на оккупированной территории. Оттуда, правда, фашистов через 40 дней выбили, но фашисты там зверствовали много. Сейчас обдумываю финал.
Ирина Колпакова, «ВО»