1 мая 1917 года в Твери родился Федор Хитрук – мультипликатор, создавший любимого Винни-Пуха и целый ряд замечательных философских и сатирических мультфильмов, таких как «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм», «Икар и мудрецы», «Дарю тебе звезду». Федор Савельевич прожил 95 лет.
Жизнь в Германии
Отец, Савелий Давыдович Хитрук, был слесарем, уже после рождения сына Федора он получил специальность инженера-станкостроителя в Плехановской академии. По той же стезе пошли двое других сыновей. Мать, Анна Антоновна Хитрук никогда не сидела без дела. Федор Савельевич был тихим, флегматичным и болезненным ребенком. О себе он вспоминал с юмором: «Уже в раннем возрасте я переболел всеми возможными болезнями – от кори до воспаления легких с осложнением на мозг. Последним я особенно гордился».
Увлечение рисованием пришло под влиянием журнальных иллюстраций. В конце 1920-х выходило много интересных журналов: «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «Мир приключений» и другие. А иллюстрации для них создавали замечательные художники, например, Петр Староносов, Георгий Фитингоф, Николай Кочергин.
В 1931 году отца 14-летнего Феди отправили в Германию как представителя Станкоэкспорта для приемки заказанных там машин. А поскольку работа предстояла долгая, с ним отправили семью. В Берлине пробыли два месяца, после чего отправились в Дюссельдорф и Штутгарт. Таким образом юный Федор Хитрук застал в Германии приход к власти Гитлера. Однажды он краем глаза увидел его: «Как-то раз, возвращаясь домой, я очутился в толпе, стоящей плотной шеренгой вдоль тротуара и выкрикивающей непонятные приветствия. Кто-то проезжал по улице на машине, и вместе с ним катилась волна криков. Когда эта волна дошла до меня, я увидел плывущую над толпой руку. То, что это был Гитлер, мне открылось позже, когда в кинохронике он был показан с откинутой назад рукой в нацистcком салюте, причем фаланги пальцев были слегка согнуты. Вот по этим пальцам я его и узнал».
В Штутгарте юноша начал заниматься в художественно-ремесленном училище на отделении промышленной графики. В те годы художника влекло к натурализму. Он вспоминал, что мог с упоением срисовывать посеребренную дождями и временем дверь старой лачуги или засохшую ветку дерева, оттушевывая до мельчайших подробностей каждый сучок и трещинку. «Дюреровский «Заяц» был и остался до сих пор моим идеалом», – признавался Хитрук.
Целые дни он просиживал в местном зоопарке, зарисовывая небогатую экспозицию, – в работе мультипликатора навыки быстрой зарисовки животных ему очень пригодятся.
Тем временем в воздухе Германии ощущалось нарастающее напряжение. «Перемены коснулись и нашего училища. Теперь перед началом занятий студентов собирали в актовом зале на «утреннюю молитву»: зачитывали короткие рапорты, затем все вставали и пели нацистский гимн «Die Fahne hoch». Я вставать отказывался. В конце концов, меня освободили от этой процедуры», – вспоминал Федор Савельевич.
На верхнем этаже училища была оранжерея, где ученики проводили часы, зарисовывая растения – Хитруку особенно нравились кактусы. В процессе работы у учеников возникали политические споры, и однажды Хитрук получил ножевое ранение. «Началось с того, что сидящий рядом со мной парень стал всячески поносить Маркса. Я выпалил: «А твой Гитлер вообще г…но!» На что мой сосед немедленно отреагировал – взял да и полоснул меня перочинным ножичком, которым точил в это время карандаш. Прямо по запястью руки – как раз там, где проходит артерия», – вспоминал художник. К счастью, рана оказалось неопасной. После инцидента в класс была куплена автоматическая точилка для карандашей.
Вирус мультипликации
В Германии Хитруки прожили около двух с половиной лет. К моменту возвращения в Москву Федор Савельевич уже твердо решил стать художником-иллюстратором. Огромное впечатление на него произвел Международный кинофестиваль, который проходил в Москве летом 1935 года. Вместе с игровыми картинами тогда показали три короткометражных мультфильма Уолта Диснея: «Микки-дирижер», «Три поросенка» и «Забавные пингвины». Тогда и попал в художника «вирус мультипликации»: «Я был ими просто ошарашен. Особенное впечатление произвел «Микки-дирижер». Каскад трюков, безудержная фантазия, гармоничное слияние звука с изображением и главное – абсолютная достоверность происходящего! – напишет Хитрук в своей книге «Профессия – аниматор». — Сцена, когда смерч подхватывает в воздух целый оркестр и кружит его в головокружительном вихре, производила по-настоящему магический эффект. Из кинотеатра я вышел удивленный и растерянный. Именно необъяснимость увиденного поражала больше всего – кто мог сотворить такое?»
В 1936 году Хитрук поступил в художественный техникум ОГИЗа, из которого к концу года был изгнан за прогулы и несколько месяцев делал вид, что ходит на учебу, бродя по Москве в поисках своей дальнейшей судьбы. Выход подсказал Федор Лемкуль, художник-иллюстратор детских книг. Он посоветовал поступить в Институт повышения квалификации художников-графиков на двухгодичные курсы, принимали всех желающих. В институте обучался один пожилой художник, который однажды сказал Хитруку: «Попробуйте толкнуться к нам на студию. У вас есть данные».
«В один майский день 1937 года (мне как раз исполнилось двадцать лет) я впервые переступил порог студии «Союзмультфильм»… А четверть часа спустя шагал через тот же порог обратно. Меня не приняли. Даже не посмотрели мои работы – я прихватил с собой несколько рисунков, на мой взгляд, наиболее эффектных. Начальник производства Николай Васильевич Башкиров, человек с лицом Мефистофеля и с добрейшей душой (что я оценил много позже), спокойно сказал: «Мультипликаторы сейчас не требуются», – писал художник. «Толкнуться» получилось с третьей попытки, причем в третий раз – по конкурсу, когда на студии появилось вакантное место художника-мультипликатора. Конкурсантам предложили сделать раскадровку одной из басен Крылова, Фёдор Савельевич выбрал «Мартышку и очки», потому что ему хорошо удавались обезьяны. Пока остальные участники корпели над каждой картинкой, он быстро закончил работу и решил проиллюстрировать ещё и «Волка на псарне». И с ноября 1937 года Федор Хитрук начал работать мультипликатором-стажером.
Ему не всё удавалось. Над первой сценой — утёнок накрывает салфеткой стол, затем сдёргивает её, а под ней оказывается щенок — он работал три месяца, но так и не смог закончить, постоянно переделывал. Хитрук начал думать, что ему стоит уйти из студии самому, иначе его просто выгонят. Но тут Фаина Георгиевна Епифанцева позвала художника быть её ассистентом и поручила сделать некоторых персонажей в массовой сцене «Мухи-цокотухи», где героиня едет на базар. Именно эта работа вернула ему веру в себя. Следующим заданием стал дворник из мультфильма Владимира Сутеева «Дядя Стёпа». С 1938 года Хитрук стал мультипликатором «Союзмультфильма». На студии художник познакомился с молодой художницей Марией Мотрук, которая стала его первой женой, а через несколько лет грянула война.
В армию Хитрука не брали из-за порока сердца. Ожидая решения своей судьбы, Хитрук был задействован в гражданской обороне: дежурил на крыше студии во время воздушных тревог. Бомбить Москву начали 22 июля, одна из бомб попала в студийный склад. К счастью, на крышу «Мосфильма» ничего не падало. В одну из таких ночей Хитрук наблюдал апокалиптическое зрелище: в Замоскворечье начался пожар… «На фоне багрового неба, прорезанного лучами прожекторов, чернел силуэт кремлевских башен. А над ними металось гигантское чудовище – это аэростат воздушного заграждения, сорвавшись с тросов, описывал круги, то возносясь вверх, то утопая в мареве. Подсвеченный снизу, он походил на смертельно раненое животное. Фантастическая картина в духе Босха».
Знание немецкого языка определило роль художника во время войны: в августе 1941 он был отправлен в Институт иностранных языков, который эвакуировали в Ставрополь-на-Волге, а потом служил переводчиком в штабе 3-го Украинского фронта, где командовал взводом радиоперехвата 17-й воздушной армии. Еще два года после войны он служил военным переводчиком в Берлине, расшифровывая немецкие документы, а в ноябре 1947 вернулся в «Союзмультфильм». Художник работал над «Аленьким цветочком», «Каштанкой», «Снежной королевой», «Приключениями Буратино», рисовал много и с упоением. А к 1961 Федор Савельевич стал режиссером киностудии. Режиссерских работ у него было не так много – 17 мультипликационных фильмов, включая трилогию про Винни-Пуха. Первым мультфильмом Хитрука стала «История одного преступления». Считается, что именно эта работа обозначила появление нового стиля в мультипликации.
«Бонифаций – это тоже я»
Большая часть работ Хитрука предназначалась, скорее, для взрослой аудитории («Фильм, фильм, фильм», «Человек в рамке», «История одного преступления»). Среди его тем – романтизм и реальность в отношениях мужчины и женщины («Дарю тебе звезду»), одиночество современного человека («Остров»), то, как прогресс нивелирует мировую культуру («Отелло-67»), а догматизм губит живые идеи («Икар и мудрецы»). Настоящим шедевром является мультфильм «Каникулы Бонифация», рассказывающий о том, что у настоящего художника на самом деле нет и не может быть отпусков. «Подумать только, я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» — эта фраза из сказки Милоша Мацоурека так понравилась Федору Хитруку, что у него родилась идея мультфильма. Лев Бонифаций отправляется в Африку на каникулы к своей бабушке, но в результате дает там больше представлений, чем в цирке.
«Кстати, Бонифаций – это тоже я. Не Хитрук Федор Савельевич, а художник вообще, – признавался режиссер. – После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: «Никогда в жизни! Пропади оно все пропадом!..» Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь детям мультики, и снова возникает желание работать. Когда я вижу счастливые лица детей, которые смотрят мои фильмы, то я чувствую себя необычайно отдохнувшим».
Работы режиссера отмечают наградами: на Каннском фестивале 1974 года ему вручили «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм — «Остров», через год в Каннах специальным призом отметят «Дарю тебе звезду». Однако миллионам зрителей всех возрастов Федор Хитрук запомнится серией мультфильмов об увальне-медведе, который очень любит мед, пыхтелки-сопелки и приключения. «Винни-Пуха я рассматривал как философа, придерживающегося формальной логики. Например… Само дерево жужжать не может. Первый тезис. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Второй тезис. А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине. А зачем на свете мед? Чтобы я его ел», — говорил Федор Савельевич. А автор американской диснеевской версии Вольфганг Райтерманн признавался, что Винни-Пух Хитрука понравился ему куда больше собственного.
А вот своей любимой работой Федор Хитрук называл «Топтыжку» – мультфильм о дружбе, который он придумал полностью сам, от сценария до образа.
В 1983 году Хитрук снял свой последний мультфильм — «Лев и бык». Это история о том, как шакал поссорил льва и быка. Животные сошлись в поединке и лишь перед смертью поняли, что шакал их обманул. Мультипликатор вспоминал, что в детстве часто перечитывал эту восточную притчу: «Я надеялся, что гордые звери не поверят шакалу. А они верили и погибали, и я ревел от горя». Книга стала одним из самых сильных переживаний детства и, по словам Хитрука, впоследствии предостерегла его от подлостей.
До 2003 года Федор Савельевич также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров. И, конечно, Хитрук следил за современными мультфильмами. Например, о «Шреке» говорил следующее: «Если бы «Шрек» увидел Константин Сергеевич Станиславский, он бы умер от счастья, потому что Шрек, Фиона, Кот и Осёл играют лучше, чем Качалов и Книппер-Чехова, полностью следуя системе Станиславского. Но если бы фильм увидел Уолт Дисней, он бы тоже умер. Только с горя… потому что увидел бы, что из анимационного кино ушла душа».
В последние годы Федор Савельевич проводил много времени с семьей. Для внуков он был прежде всего дедушкой и лишь во вторую очередь — знаменитым мультипликатором.
Источник: http://mir24.tv , vatnikstan.ru, http://culture.ru